Темы для проектной по обществознанию. Исследовательская работа по обществознанию на тему

Темы проектов:

Жизненные цели молодого поколения России (по материалам СМИ)

Мои знакомые – пользователи Интернета (микросоциологическое исследование)

Мотивы учебной деятельности старшеклассников (микросоциологическое исследование)

Как изменить структуру потребления духовных ценностей школьниками (по материалам СМИ, бесед с родителями и учителями)

Интерес молодежи к текущим политическим событиям (по материалам Интернета и собственного макросоциологического опроса)

Какие человеческие качества наиболее ценят старшеклассники (микросоциологическое исследование)

Как повысить роль образования в развитии российского общества (по материалам прессы и интервью с учителями)

Использование достижений НТП в учебном процессе (на примере школы)

Яркая индивидуальность и зрелая личность (опыт сравнительной характеристики на примере литературного героя).

Возражая Фрейду (Соглашаясь с Фрейдом) во взглядах на структуру личности.

Отношение молодых к профессии педагога.

Кто выбирает профессии социально-гуманитарной направленности: социальный портрет.

Как соотносятся личные запросы и общественные потребности при выборе профессии.

Самые востребованные профессии: сегодня и 50 лет назад.

Наука и искусство – два способа постижения мира.

Объективное и субъективное в социальном познании.

Паранаука как явление социальной жизни.

Рынок труда и молодежь.

Молодежь середины 20 и начала 21 века: ценностные приоритеты. (Социологическое исследование)

Стили конфликтного поведения (по материалам СМИ)

Зачем человеку семья? (социологическое исследование)

Образ жизни современного старшеклассника.

Проект предложений к закону о молодежи.

Социальное развитие в программах политических партий России.

Создание (совершенствование) системы самоуправления в классе (школе)

Какие качества будущего политического лидера могут и должны быть сформированы в школе? (на основании социологического опроса старшеклассников)

Создание школьного общественно-политического журнала

Какой тип политической культуры преобладает у старшеклассников нашей школы?

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2002

Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М.,1998

Гуревич П.С. Введение в философию: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998

Климов Е.А. Профессии научных работников: Учеб пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М., 2005

Малышевский А.Ф. Введение в философию: Учеб. Пособие для 10-11 кл.

Методология социальных и гуманитарных наук/ под ред. С.А. Лебедева. М., 2006

Мухаев Р.Т. Политология. М.,2007

Мушинский В.О. Азбука политики. М.,1998 www. uznai- prezidenta. ru (Уроки демократии)

http:// www. levada. ru (центр изучения общественного мнения)

Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о себе самом и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная среда сменяет другую. Во все времена общество стремилось повысить свой интеллектуальный потенциал. Мы живем в интересное и противоречивое время, когда прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И сегодня, во времена господства научно-технического прогресса, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса "ключевых компетентностей", способствующих социализации личности молодого человека, а именно:

  • способность к адаптации;
  • социальную ответственность;
  • способность к коммуникации;
  • толерантное отношение к другим;
  • социальную ответственность.

Уроки обществознания, как и уроки истории, культурологии, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.

Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Оно дает возможным приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города и страны в целом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.

При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным "Я", так с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой.

Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся.

Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место "Право", "Обществознания", "Культурология" в общей системе человеческого бытия.

Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.

Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.

В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания в 9 классах я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Уставом города.

Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение девятиклассников в проектную деятельность.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.

Перед изучением темы "Права человека" (примерно за месяц) был дан старт исследовательскому проекту "ТВОИ ПРАВА".

Ребята дали этому проекту творческое название

"Ребята, давайте жить дружно!"

Данный проект:

  • Практико-ориентированный
  • Категория учащихся - 9-й класс
  • групповой
  • срок реализации - 1 месяц
  • реализуется по УМК - 9 класс (автор Кравченко и Пескова).
  • направлен на реализацию следующих задач:

Образовательные цели:

  • Актуализировать знания учащихся по разделу "Права ребенка"

Развивающие цели:

Способствовать формированию -

Воспитательные цели:

Способствовать -

  • формированию коммуникативной культуры
  • формированию основ правой культуры
  • воспитанию толерантности

Основополагающим вопросом проекта стал вопрос:

Свободен ли свободный мир?

В ходе вводного занятия учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.

Первой группе предложена тема исследования - Зачем человеку права?

Второй группе - Перед какой "статуей" снимают шляпу, а равнодушные проходят мимо?

Третьей - Что делать, если твои права нарушены?

Проектный месяц включил три основных этапа:

  • подготовительный (организационный, или период запуска);
  • основной (выполнение проекта);
  • презентационный (публичная защита выполненной работы, представление полученного на основном этапе "продукта", ответы на вопросы учащихся и педагога.

Ресурсы проекта:

А) внутренние

  • Все учащиеся 9-х классов
  • Учитель обществознания
  • Заведующая школьной библиотекой

Б) технические

  • Сеть персональных компьютеров
  • Фотоаппарат
  • Видеомагнитофон
  • Видеокамера

В) внутренние

В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать достаточно компетентные работы.

I группа подготовила:

Лента времени (сообщение)

К+К (сообщение, презентация о конституции)

Мои права - моё богатство (кроссворд, буклет, тест)

II группа:

Я - гражданин (буклет, тест)

Сказка ложь, да в ней намек (презентация)

III группа:

А меня обидели (буклет)

Дядя Степа - милиционер (сообщение)

Итогом реализации этого проекта стал урок - "Круглый стол" (продолжительность 2 часа), который должен был подвести детей к следующим выводам:

  1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать: права человека реализуются только через его волю.
  2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
  3. Каждое право порождает определенную ответственность. Права без обязанностей приводят к вседозволенности, а обязанности без прав - к произволу.
  4. Каждый имеет прав столько прав, сколько он хочет и может иметь.
  5. Человек государство общаются друг с другом только письменно.

Самое оживленное обсуждение вызвала презентация - игра "Сказка-ложь, да в ней намек", которую создали учащиеся не только дл я себя, но и для того чтобы рассказать о Правах ребенка и младшим учащимся.

В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной научно-практической конференции "Маленькое открытии".

Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. О практической значимости проекта "ТВОИ ПРАВА" учащиеся поделилась в газетной заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования.

Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.

Литература и информационные ресурсы:

  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224
  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
  5. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
  6. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, январь, 2000 - приложение к газ. "Первое сентября".
  7. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: Русское слово, 2002.
  8. Кравченко А. И. Обществознание: книга для учителя, М.: Русское слово, 2002.
  9. Никитин А. Ф. Права ребенка: пособие для учащихся, М.: Дрофа, 2000.
  10. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию: учебное пособие для 8-9 класса, М.: Русское слово, 2002.
  11. http://www.rosino.ru/cgi - 25.10.05 bin/rosino.pl?cart_id=&page=&keywords=classic&number=16&search_request_button=Submit+Keyword -25.10.05
  12. http://www/ispa.com/news/?item=18586 -25.10.05
  13. http://www.lenta-ua.com - 25.10.05
I . Введение.
Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.
Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа. Впервые опубликовал свои работы по мордовской свадьбе П.И. Мельников – Печерский в «Симбирских губ. ведомастях» за 1851 под названием «Эрзянская свадьба» (№25) и «Мокшанская свадьба» (№26). Не случайно А.Н Посадский называет П.И Мельникова _ Печерского первооткрывателем мордовской свадебной поэзии. В 1866 г. этнограф С. Крантовский публикует в «Самарских губ. ведомастях» (№26) статью «Свадьба у Мордвы Бугульминского уезда Самарской губернии. И. И. Лепехин, И.Г.Георги, М.Д. Чупнов, М. Попов, Д.Н. Орлов, В. Ауновский, так же занимались собиранием и изучением мордовских свадебных обрядов. Значительную роль сыграла деятельность В.Н. Майнова. В работах «Очерки быта Мордвы» (1879) и «Очерк юридического быта Мордвы» (1885) он обобщил сведения о мордовском народе, собранные как его предшественниками, так и им самим. В период с 1880 по 1917 годы, начинает свою собирательную и научную деятельность выдающийся мордовский фольклорист, этнограф, историк и литвист М.Е. Евсевьев (1864 - 1931). Он произвел первые научные записи текстов свадебной поэзии и изучил их связи с обрядами. Традиционные обряды мордвы привлекли внимание не только ученых этнографов, историков и фольклористов. Мордовская свадьба стала источником творчества ряда художников Мордовии, которые попытались передать столь сложное театральное действо, характер персонажей и само праздничное настроение в своих работах. Следует отметить таких художников как Ф.В. Сычков и его картина «Молодая», И.И. Сидельников «Мордовские вышивальщицы. Приданое», В.А.Попков «Свадьба в селе», «Невеста», О.В. Филипеня «Мордовские невесты», Медведев Г.А «Плачь мордовской невесты».
Отмеченные исследования убедительно аргументируют единство мордовского народа и его культуры.

1.Цель исследования. Выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы. 2. Задачи исследования. ·
Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.
· Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы. · Воссоздать целостную картину бытования свадьбы. · Обобщить изученный материал. · Сделать выводы по изученной литературе.
3. Методы исследования.
В данной работе использованы следующие теоретические и практические методы исследования:
1. Выборка материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3. Обобщение изученного материала.
4. Выводы по собранному материалу.
5. Интервью

4. Объект исследования
Мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.
5. Предмет исследования
Мордовская свадьба, в Зубово-Полянском районе, как историко-культурное и этнографическое явление.
\
6. Гипотеза
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.
7.Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа, а также людей других национальностей, живущих на территории республики Мордовия, к своему историческому прошлому.
В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.
II . Основная часть.
1. Свадебные обряды мордвы.
Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи. Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в. Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом. У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением. Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» - эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями и было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня - ава» - мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее. Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркш мерама» - мокша («стол мерить») и «навеска мерама» - мокша («занавески мерить»), был распространен в с. Зарубкино, Каргалы, Новые Выселки Зубово-Полянского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам -полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру - рубаху и штаны, а другим родственникам - более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении к свадьбе. Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX - начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха - главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек - посаженый отец «батьке» - мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» - эрзя -«старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши Краснослободского, Темниковского и некоторых других районов главным свадебным персонажем был «торынъ ганды» -мокша («тор» - «сабля», «ганды» - «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъ морайхтъ» -мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъ ганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха - «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» - мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники - «урьвали» - мокша - брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом. В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район) невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы. После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой. Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других - после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы. Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения. Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней. Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы. Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды - Ведь - аве - эрзя-мокша - молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола - один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой. Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» - мокша, эрзя - «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников. В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» - мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день за молодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу. Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX - начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи (втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др.) или на плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер. 2. Интервью
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя секции краеведения Зубово- Полянского района Якуниной Анны Петровны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.
1. С чего начинался свадебный цикл у мордвы?
Свадебный цикл у мордвы начинался со сватовства.
2. Что вы можете рассказать о сватовстве?
Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки-невесты. Учитывалась здесь добрая слава рода, трудолюбие, здоровье девушки-невесты и состояние ее родителей. Оно продолжалось в доме невесты, куда приходили «ходоки» со стороны жениха. Выбирали один из легких дней, то есть, когда людям везет. Здесь, они, вместе с родителями невесты после некоторых церемоний, или даже споров, договаривались о цене, дарах и т.д. В зависимости от материального состояния родителей жениха, невесте давали разную цену.
3. Так же я слышала о таком обряде, как «васта варжама». Что вы можете о нем рассказать?
После церемонии «сватовства» родители невесты приходили в дом жениха, осматривать его имущество. И если родители невесты удовлетворены, то они приглашали приехать к себе на окончательный «пропой», это называется «прокс симома»- по-мордовски.
4. Было ли венчание у мордвы, и в чем заключалась данная церемония?

Венчание у мордвы появилось после принятия христианизации. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались. «Брак-это есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью, обещание жениха и невесты взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз.
5. Кто готовил свадебные наряды для жениха и невесты? Для жениха родители справляли так называемый полный костюм. Полный костюм состоял из рубахи, пиджака, длинных брюк, обуви, головного убора (кепки, или же фуражки)- был приобретен на семейный бюджет. В этом приобретении активное участие принимал отец.
Особое внимание уделяли костюму девушек. Девушка, когда на выдаче, и платок купят поярче, и лент родители не пожалеют. Основная забота за их наряд лежала на матерях. Деньга на них женщины выделяли из средств, которые получали от продажи холста, молочных и овощных продуктов. Девичья одежда составляла основную, а порой и единственную часть приданного, которое являлось неотъемлемым женским имуществом. По народным обычаям свадебный наряд переходил от матери к дочерям. В возрасте с 7 до 8 лет девочки уже приступали к вышиванию, а с 14-15 лет они уже начинали ткать. С раннего возраста девочки начинали готовить себе свадебный костюм, который назывался «шуваня щам».
6. В те времена у девушек были довольно интересные имена. А сохранялось ли имя девушки после замужества?
Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»).
III . Заключение
Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на развитие народа пристально и не спеша. Великий французский историк Марк Блок писал: «Человек века электричества или авиации чувствует себя – возможно, не без некоторых оснований – очень далёким от своих предков. Из этого он легко делает уже, пожалуй, неосторожный вывод, что он ими больше не детерминирован». Но вряд ли это соответствует истине. Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было. История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы. В последние годы получило распространение такое явление, как «манкуртизм». Манкурт – человек без памяти, без традиций, человек, оторванный от своего народа, от его культуры и истории. Он утратил связь с родной культурой, но и не обрёл связей с иными культурами. Он оказался как бы вне традиции, как национальной, так и общечеловеческой. Манкуртизм – явление страшное, грозящее подорвать корни человеческой цивилизации. Именно поэтому обращение к прошлому, к истокам просто необходимо. Необходимо для восстановления исторической памяти, для возобновления прерванной связи времён.

Министерство образования и науки Пензенской области

Управление образования г. Пензы

МОУ средняя общеобразовательная школа №57 имени В.Х. Хохрякова

учащиеся 11 Б класса

Дворцов Стас

Куликова Ирина

Шмелёва Ольга

Старостина Ольга

Руководитель проекта:

Емельянова Елена

Анатольевна

Пенза

Название проекта

«Здоровое питание»

Руководитель проекта

Емельянова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания.

Консультанты

Заведующая столовой -Боброва Л. И.

медсестра школы №57- Костина О.В.

Учебные предметы в рамках которого проводится работа по проекту

ЗОЖ, Обществознание.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

11 класс

Состав проектной группы

Дворцов Стас, Куликова Ирина, Шмелёва Ольга, Старостина Ольга.

Тип проекта

Информационно – исследовательский

Цель проекта

родителей, в том числе школы №57) к проблеме «Здоровое питание»

Задачи проекта

Аннотация /актуальность проекта/

следующих вопросах:

Школьном питании

Предпочитаемые продукты проекта

Памятка «Здоровое питание»

Этапы работы над проектом

I - Выбор темы

V – Сбор материалов.

Распределение ролей в проектной группе

Социологические исследования – Старостина Ольга, Куликова Ирина Компьютерный набор – Дворцов Стас

Оформление работы - Шмелёва Ольга, Куликова Ирина.

Питание современного человека, резко противоречит биологической

сущной его организма. Это является причиной различных

заболеваний.

Диетологи часто говорят:

«Если отец болезни неизвестен, то мать ее всегда – питание», но мы

часто забываем про эту простую истину.

«Почти все, что мы едим, (как доказала наука), вызывает какую – то

болезнь или как – то вредит здоровью: масло мясо, сахар…» Древнее

изречение гласит «Мы суть то, что мы едим».

Помните: надо есть правильно и употреблять только «здоровую

пищу».

«Мы едим для того,

чтобы жить,

а не живем для

того, чтобы есть»

Сократ

Проект имеет особую значимость, так как питание – одна из основных

потребностей организма человека, главная составляющая его

здоровья. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно.

Систематическое переедание или недоедание ведет к нарушению

деятельности желудочно – кишечного тракта, к расстройствам обмена

веществ. Потребности в пище индивидуальны. Сознательное

отношение к питанию помогает человеку избежать многих

заболеваний. Человек принимает пищу, ориентируясь на ощущение

голода и аппетит, не задумываясь над тем, что мы едим,

основываться только на ощущение голода нельзя.

В данном проекте мы не ставим цель рассмотрения всех сторон и

методов здорового питания, а хотим остановиться лишь на

следующих вопросах:

Заболеваниях школьников из-за неправильного питания

Школьном питании

Пищевых добавках и их вреде.

Привлечь внимание общественности (учащихся, педагогов и

родителей) к проблеме «Здоровое питание»

1.Провести социологические исследования по проблеме «Здоровое питание»

3.Изготовить памятку для учащихся и педагогов школы №57 «Здоровое питание»

4.Способствовать реализации проекта.


1. Конституция Р.Ф. 12 декабря 1993 г. ст.

2. Федеральный закон « О качестве и безопасности пищевых

продуктов» от 2 января 2000 г. №29 – Ф3., принятый Государственной

Думой 1 декабря 1999 г, одобренный советом федерации 23 декабря

1999 г.

(ст.1 – ст.30)

3. Правила , обеспечивающие наличие на продуктах питания,

ввозимых в Р.Ф., информации на русском языке. Утверждены

постановлением Правительства Р.Ф. от 27 декабря 1996 г. №1575

4. Перечень товаров , которые по истечению срока годности

считаются непригодными для использования по назначению.

Утвержден постановлением Правительства Р.Ф. от 16 1997 г. №720.

I - Выбор темы

II – Постановка проблемы. Выявление ее актуальности.

III – Знакомство с Нормативно – правовой базой.

IV – Социологические исследования. Их анализ.

V – Сбор материалов.

VI – Реализация плана действий.

VII – Оформление портфолио проекта.

VIII – Представление проекта общественности.


I Выбор темы.

II Постановка проблемы. Выявление ее актуальности.

III Знакомство с Нормативно – правовой базой.

IV Социологические исследования. Их анализ.

V Сбор материалов.

1 Работа с литературой

Конституция Р.Ф. от 12 декабря 1993 г.

Цыноза Г.Н., Шахурина Ф.Р. Защита прав потребителей. – М: 2001

Николаев Ю.С., Нилов Е.И. Простые истины. – М: 1983

Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М: 1998

Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. – М: 1989

Адель Дэвис. Чувствуй себя хорошо! – М: 1998

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. – М: 1984

Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. – М: 1990

Ольгерт Ольгин. Приглашение к столу. – М: 1989

2 Продукты питания и их составляющие (согласно социологическим исследованиям)

3 Таблицы пищевых добавок (Е…), разрешенных и запрещенных на территории Р.Ф. к применению в пищевой промышленности

4 Жиры, белки, углеводы

5 Витамины /А.В

6 Польза ягод, фруктов, овощей

7 Пищевая ценность сырых овощей, блюд из овощей и картофеля, свежих фруктов и ягод, изделий из плодов и ягод

8 Гигиенические требования к продуктам и режиму питания

VI Реализация плана действий

2 Памятка

VII Оформление портфолио проекта

VIII Представление проекта общественности

Группой социологов – Куликовой Ириной, Старостиной Ольгой были проведены следующие социологические исследования.

Исследования №1

Анкета

«Наше питание»

1. Сколько раз в день вы питаетесь?

а) 1

б) 2

в) 3

г) более 3

д) не каждый день

2. Какой набор продуктов вы едите чаще всего?

3. Ежедневно ли вы питаетесь (1-е, 2-е, 3-е)?

а) да

б) нет

4. Как вы питаетесь чаще всего?

а) полноценно (1-е, 2-е, 3-е)

б) предпочитаю бутерброды

в) чипсы, сухари, лапшу быстрого приготовления и т.д.

5. Как часто вы используете в пищу фрукты и овощи?

а) ежедневно

б) ваш вариант ответа

6. Знаете ли вы, к каким заболеваниям ведет неправильное питание?

«Заболевание школьников»

1. Каков % детей в России, заболевающих хроническими болезнями ежегодно?

2. В каком возрасте человек приобретает заболевания чаще всего и каков % детей стоящих на

диспансерном учёте в больницах России

3. Как можно распределить болезни по группам (местам) среди школьников по числу заболевших?

4. Сколько учащихся школы №57 обратились по состоянию здоровья за помощью в мед. пункт на 1 февраля 2006. Каков процент из них с жалобами на желудочно – кишечный тракт.

«школьное питание»

Часть I

1. Количество учащихся, питающихся в школьной столовой?

2. Количество учащихся полноценно питающихся в столовой?

3. Количество учащихся, питающихся сухим пайком?

часть II

1. Питаетесь ли вы в школьной столовой?

а) да

б) нет

2. Устраивает ли вас система школьного питания (развёрнутый ответ)

3. Ваши предложения по системе школьного питания

«Пищевые добавки и их вред»

Какие существуют пищевые добавки

Пищевые добавки, разрешенные и запрещённые в Р.Ф.

Пищевые добавки, ведущие к заболеваниям

Состав пищевых продуктов, которые употребляются в пищу ежедневно,

выявление в них пищевых добавок, ведущих к заболеваниям.

Группой социологов – Куликовой Ириной, Старостиной Ольгой были проведены исследования на тему: «Питание школьников»

«Заболевания школьников»

(В России и в школе №57 г. Пензы)

Россия

Удалось выяснить, что в России

3,5 – 5% детей в год заболевают хроническими заболеваниями

С 1 года до 17 лет – приобретает заболевания и к 18 годам уже 30% детей стоят на диспансерном учёте

Каждый десятый ребёнок имеет отклонение в здоровье

Болезни среди школьников распределяются следующим образом:

1 место – болезни – желудочно – кишечного тракта (гастрит …)

2 место – заболевания костно – мышечной системы (осанка, плоскостопие)

3 место - болезни глаз

12 февраля 2006г

радио ЭХО Москвы

передача «Родительское собрание»


По данным медпункта школы (на 1 февраля) с начала учебного года. За медицинской помощью

обратились около четырёхсот человек, из них 20 – 25% учащихся с жалобами на желудочно – кишечный тракт.

В результате было решено провести анкету на тему «Наше питание»

была проведена среди учащихся школы №57. Было опрошено 100 человек. В результате было выяснено:

1. Сколько раз в день питаются учащиеся:

а) 1 – 7 человек

б) 2 – 21 человек

в) 3 – 41 человек

г) более 3 – 33 человека

2. Набор продуктов, употребляемый в пищу школьниками чаще всего:

Мясо – 27 человек

Овощи – 29 человек

Фрукты – 44 человека

Кисло – молочные – 9 человек

Сладкое – 16 человек

Лапша быстрого приготовления – 9 человек

Супы и второе блюдо предпочитают – 29 человек

3. Ежедневно полноценно питаются:

Первым, вторым и третьим – 33 человека

Предпочитают вторые блюда – 67 человек

4. Чаще всего предпочитают бутерброды, чипсы, лапшу быстрого приготовления и т.д.

40 человек

5. Фрукты и овощи ежедневно используют в пищу

43 человека

6. Знают заболевания, к которым ведёт неправильное питание – 91 человек из 100.

Называют:

Гастрит – 56 человек

Язва желудка – 47 человек

Диарея – 4 человека

Рак желудка – 1 человек

Ожирение – 3 человека

После того как была проведена анкета, решено было провести исследование №2 на тему «Школьное питание» и исследование №3 «Пищевые добавки и их вред».

«Школьное питание»

Данное исследование было разделено на 2 части.

Вначале мы обратились к работникам столовой с вопросами:

Сколько учащихся питаются в школьной столовой?

на что был получен ответ: приблизительно 560 человек

Каково количество учащихся, полноценно питающихся в столовой?

около 360 человек.

Вторая часть исследования была проведена среди школьников. Им были заданы 3 вопроса:

Питаются ли они в школьной столовой?

на что 22 человека ответили «да», «59» нет, иногда «16», (не считая выпечки);

Устраивает ли вас система школьного питания?

77 человек ответили - нет

4 человека ответили – да

Остальные ответили, что в школьной столовой предпочитают не питаться, т.к. «готовят не вкусно» «плохой ассортимент».

Высказали предложения по системе школьного питания 95 человек.

Основная масса очень хотела бы, чтобы в школе работал буфет, где продавались бы фрукты, овощи (или блюда из них), шоколад, соки, лимонад, пирожные, выпечку. А также готовили в ассортименте 1-е (щи, борщ) и 2-е блюда.

«Пищевые добавки и их вред»

В результате данного исследование было рассмотрено следующие:

Какие существуют пищевые добавки.

Пищевые добавки, разрешённые и запрещённые в Р.Ф.

Каждый из нас сам отвечает за собственное здоровье. Люди могут

дать советы, но никто, кроме нас самих, не сможет съесть за нас то,

бодрость и выносливость, можно и при соблюдение правильного

питания.

Теперь у вас есть необходимые знания, чтобы начать совершенно

иную жизнь.

Данный проект перспективен для дальнейшей работы, т.к. есть ещё

вопросы по проблеме «Здорового питания»: (без которой два

других правила не имеют смысла)

2 Разумное, заботливое отношение к своему телу

3 Полноценное питание

Важное значение имеют условия приема пищи. Необходимо

воспитывать у детей привычку есть медленно, хорошо пережевывая

пищу.

Ребенку дошкольного возраста необходимо 5 – разовое питание в

течение дня, а школьнику 4 – разовое. Специалисты в области

Дошкольники

Завтрак – 25% от суточной калорийности

рациона

Обед – 30 – 35%

Полдник – 15 – 20%

Ужин – 20%

Учащиеся 1-й смены

1-й завтрак – 25%

2-й завтрак – 15 – 20%

Обед – 35 – 40%

Ужин – 20%

Учащиеся 2-й смены

Должна отвечать определенным гигиеническим требованиям;

Полноценной в качественном отношении, т.е. включать в себя все необходимые вещества в наиболее благоприятных пропорциях

Разнообразной, содержащей различные продукты животного и растительного происхождения;

Свежеприготовленной, обладать приятным вкусом (готовить на несколько дней вперед нецелесообразно);

Внешний вид пищи, а также обстановка в которой происходит прием пищи, очень важны для усвоения;

Для лучшего усвоения пищи, еду следует начинать с тех блюд, которые обладают выраженным сокогонным действием (бульон, суп, овощной сок, салат, винегрет);

Сладкое непосредственно перед завтраком, обедом и ужином снижает аппетит;

Детям и подросткам в промежутках между основными приемами пищи рекомендуются фрукты и ягоды;

Леденцы и карамель вредны, т.к. содержащиеся в них эссенции раздражают желудок;

Шоколадные конфеты, цитрусовые, копченые продукты и некоторые другие, употребляемые в больших количествах, вызывают у многих аллергию;

Питание преимущественно бутербродами (хлеб с маслом, сыром, колбасой и т.д.) без горячих блюд (суп, каша, вареные овощи) вредно, т.к. эта пища неполноценна по составу и раздражает слизистую оболочку желудка;


Пищевые добавки , разрешенные к применению в пищевой промышленности

Пищевые добавки классифицируются следующим образом:

От Е 100 до Е 183 – красители;

по действию схожи с консервантами

структуру продуктов)

Пищевые добавки, запрещенные к применению в пищевой промышленности России

Красители Е 103, Е 107, Е 121, Е 123,

Е 125, Е 127, Е 128, Е 154,Е 155.

Консервант Е 240

Улучшители муки и хлеба: Е 924а, Е 924б.


«Мы едим для того, чтобы жить

А не живём для того, чтобы есть»

Пища должна быть

Оптимальной в количественном отношении, т.е. соответствовать энергетическим затратам организма;

Полноценной в качественном отношении, т.е. включать в себя все необходимые вещества в наиболее благоприятных

пропорциях;

Рационообразной, содержащей различные продукты животного и растительного происхождения;

Хорошо усваемой, вызывающей аппетит, обладающей приятным вкусом, запахом и внешним видом;

Отвечать определенным гигиеническим требованиям.

При покупке продуктов питания обращайте внимание на :

Дату приготовления и сроки годности;

На наличие в продуктах определённых пищевых добавок,

обеспечивающих питательные и вкусовые свойства (на

сохранность продуктов указывает индекс «Е»)

опасные

Е102,Е110,Е120,Е124,Е127,Е129,Е155,Е180,Е201,Е220, Е222,Е223,Е224,Е228,Е223,Е242,Е270,Е400,Е401,

Е402, Е403,Е404,Е405,Е501,Е502,Е503,Е620,Е636,Е637

Очень опасные

Е123,Е510,Е513,Е527

Запрещённые Е103,Е105,Е121,Е123,125,Е126,Е130,Е152,Е216,Е952

Нарушают артериальное давление

Е154,Е250,Е251

Вызывают сыпь

Е310,Е311,Е312,Е907

Ракообразующие

Е131,Е142,Е153,Е210,Е211,Е212,Е213,Е214,Е215,Е216, Е219,Е230,Е240,Е249,Е252,Е280,Е281,Е282,Е283,Е330, Е954

Вызывают расстройство желудка

E 338,Е339,Е340,Е341,Е450,Е451,Е452,Е453,Е454,Е461, Е462,Е463,Е465,Е466

Холестерин Е320,Е321

Вредны для кожи Е151,Е160,Е231,Е232,Е239,Е951,Е1105

Подозрительные Е104,Е122,Е141,Е150,Е171,Е173

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Георгиевский региональный колледж «Интеграл»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Обществознание»

На тему: «Глобализация: за и против»

Выполнил студент группы ПК-51, обучающийся по специальности

«Программирование в компьютерных системах»

Ахоян А. А.

Руководитель: преподаватель Ярыгина М.Г.

Дата сдачи: «____» ____________ 2016 г.

Дата защиты: «____» ____________ 2016 г.

Георгиевск

2016

Введение

1. Явление глобализации

1.1. Экономическая глобализация

1.3. Культурная глобализация

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

В конце 1990-х годов в социологический оборот прочно вошло понятие «глобализация», которое стали использовать не только ученые, но и все – от политиков до средств массовой информации. Это слово содержит буквально парадигму, включающую понимание происходящих в мире процессов, эпохальных изменений. Понятие глобализации – это краткое обозначение совокупности сложных процессов, суть которых в том, что они как бы «сжимают» мир во времени и пространстве и делают условными и проницаемыми все существующие территориальные границы.

Глобализация - это и причина и следствие современной информационной революции. Потрясающие достижения в области телекоммуникаций, колоссальное расширение компьютерных возможностей и создание информационный сетей типа Интернет стимулируют процесс глобализации. Передовые технологии позволяют преодолевать любые расстояния.

Актуальность изучения этой темы не подлежит сомнению, так как процесс глобализации образует общий контекст развития человечества на современном этапе. Без уяснения его фактов, проявлений, последствий, различных аспектов невозможно понимание и правильное восприятие происходящих сегодня социальных, экономических, культурных, геополитических и других явлений.

Целью данной работы является изучение указанного явления, а также оценка влияния глобализации на экономику, политику, культуру.

Задачами работы являются рассмотрение различных точек зрения, доводов в пользу и против глобализации, поиск и оценка возможных путей решения проблем, возникающих в связи с глобализацией, изучить отношение россиян к процессам глобализации.

1. Явление глобализации.

1.1. Экономическая глобализация.

Термин «глобализация» был впервые использован американским экономистом Т. Левиттой для обозначения нового явления – слияния рынков, которое начало активно проявляться с начала 80-х гг. XX в.

Известный американский ученый Томас Фридман в своих знаменитых статьях (The Lexus and the Olive Tree, 1999), дал определение глобализации как доминирующей геополитической черты нового века и обосновал взаимосвязь экономического и информационного компонентов этого процесса. Цифровая Эпоха вкупе с расширением рынков ведут к трансформации международной системы, провозглашает он. Расширение глобального рынка товаров, капитала и производства трансформировало мир и заставляет страны мира играть по одним и тем же правилам. По Фридману, глобализация представляет собой « безжалостную интеграцию рынков, национальных государств и технологий до невиданного доселе уровня». Ее инфраструктура – глобальный рынок и цифровые технологии, а международные финансисты и менеджеры корпораций – главные агенты, через которых глобальный рынок товаров и капитала трансформирует страны и то, как они взаимодействуют между собой. Механизм прост: для того, чтобы добиться процветания, страны должны привлекать международный капитал.

Аргументы сторонников глобализации экономики

«Глобалисты», люди, представители самых разных профессий, которые просто осознают, что процесс глобализации создает для них совершенно новые возможности выбора. Он устраняет барьеры для получения информации, передвижения, международной торговли и производственной кооперации. Большинство людей реально осознают и видят, что глобализация приводит к росту мобильности труда, капитала, товаров и информации и, соответственно, открывает беспрецедентные перспективы повышения экономической эффективности и человеческого развития.

В эпоху глобализации мировые рынки стали более доступными и открытыми, и это позволило многим странам третьего мира взять на вооружение экспорто - ориентированную политику, добиться впечатляющего экономического взлета. Именно международная торговля была движущей силой роста «азиатских тигров» и других стран, за короткое время превратившихся из «банановых республик» в мощные центры массового промышленного производства. Население этих государств, совсем недавно бывших отсталыми колониями, изменило не только стиль, но и качество жизни, достигнув уровня благосостояния, немыслимого для предыдущих поколений.

Пожалуй, одним из наиболее изумительных свойств глобализации было именно то, что темпы экономического роста развивающихся стран были устойчиво и существенно выше, чем у индустриальных, богатых государств. Если в 1991г. разницы в показателях между ними практически не было, то к 2008г. она уже превышала пять пунктов. Антуан Ван Агтмаэль, глава инвестиционного фонда и автор термина «страны с развивающейся рыночной экономикой» называет 25 компаний, которые в будущем, вероятно, станут крупнейшими ТНК мира. Среди них Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань имеют по четыре фирмы, Индия – три, Китай – два, Аргентина, Чили, Малайзия и ЮАР – по одной. Самый богатый человек мира – мексиканец, самое высокое здание в мире – в Тайбее, самая крупная компания по капитализации – китайская, самый крупный инвестиционный фонд – в ОАЭ. И все это непосредственно связано именно с процессом глобализации.

Глобализация создала возможности для решения многих острых проблем человечества. Сегодня в мире имеется намного больше, чем когда-либо в истории, ресурсов и технологий, необходимых для повышения производительности труда – основы благосостояния людей, для улучшения экологии, повышения уровня образования и медицинского обслуживания.

Аргументы противников глобализации экономики

Противники глобализации считают, этот процесс – порождение транснациональных корпораций и индустриального Запада. Либерализация международной торговли, говорят оппоненты глобализации, означает устранение торговых барьеров развивающимися странами при сохранении ограничений для доступа рынков промышленно развитых стран. Поэтому этот процесс ведет к увеличению пропасти в уровне жизни различных регионов, возникновению « асимметрической зависимости » между регионами. Новый Север , или индустриально развитый мир выступает в качестве главной действующей силы, «менеджера» процесса глобализации. Остальные части света чаще всего предстают субъектами этого процесса. Промышленно развитые страны, имея только 15 процентов населения планеты, тем не менее, контролируют 70 процентов мировых ресурсов, производства, торговли и потребления. 500 крупнейших западных корпораций производят четверть мирового выпуска товаров и услуг. 300 из них концентрируют 25 процентов капитала, используемого в мировой экономике, и свыше двух трети прямых инвестиций планеты.

Индустриальные страны действительно могут направить в развивающиеся экономики инвестиции. Но они могут и в любой момент отозвать эти средства обратно, создавая огромные проблемы для развивающихся стран. Как показала практика последнего десятилетия, это может привести к драматическому повороту в экономическом развитии, настоящему шоковому потрясению во всем обществе, смене правительств. Именно это произошло во многих странах юго-восточной Азии в 1997-98 годах во время финансового кризиса. Пожалуй, единственной страной, сумевшей избежать проблем, связанных с тем финансовым бедствием был Сингапур.

В результате, указывают противники глобализации, страны-получатели становятся пассивными объектами политики мировых финансовых центров, теряют контроль над собственной экономикой и национальной экономической безопасностью.

1.2. Политическая глобализация

Ситуация в мире сегодня такова, что никакая, даже сверхмощная, держава не способна самостоятельно ввести экономические санкции по отношению к неугодному режиму или провести «миротворческую» операцию. Точно также любые принципы межгосударственных отношений жизнеспособны лишь там, где существуют надгосударственные механизмы их реализации. Вот как выглядит список некоторых наиболее влиятельных в современном мире международных политических организаций:

Международные политические организации

Макрополитические цели

Группа 3

Организация объединенных наций (ООН)

Поддержание международного мира и безопасности через принятие коллективных мер и мирное урегулирование споров.

Европейский союз (ЕС)

Формирование единого европейского пространства без внутренних границ со всеми надгосударственными атрибутами (армия, валюта, законодательство, суд, парламент).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Формирование общеевропейских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН.

Группа 2

Организация Американских государств (ОАГ)

Формирование общеамериканских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН.

Организация «Северное сотрудничество»

Принятие и реализация совместных программ, содействие межгосударственной интеграции.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Стимулирование интеграционных процессов, формирование согласованной внешней политики.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов.

Организация африканского единства (ОАЕ)

Организация «Исламская конференция»

Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров.

Группа 1

Содружество независимых государств (СНГ)

Осуществление межгосударственного сотрудничества и мирное урегулирование споров.

Содружество наций

Обеспечение сотрудничества стран, входивших ранее в состав Британской империи под эгидой британского монарха.

Аргументы за политическую глобализацию

В основе аргументов «глобалистов» лежит убеждение в том, что глобализация – это основная движущая сила, стоящая за бурными социальными, политическими и экономическими переменами, которые преобразуют форму современного общества и мирового порядка. Она перестраивает, переиначивает власть, функции и полномочия национальных правительств. Не отрицая того, что государства по - прежнему остаются суверенными, «глобалисты» доказывают, что их власть в той или иной мере зависит от институтов международного правления и международного права. Государства уже не обладают исключительным правом распоряжаться тем, что происходит в пределах их собственных границ.

Глобальные процессы трансформации оказали значительное влияние на формирование политического пространства различных государств и наций.

Политическая глобализация охватила все страны и народы, представляя собой, сеть разнообразнейших политических взаимосвязей, которые быстро возрастают; углубление взаимосвязей между самыми важными политическими центрами; интенсификация трансграничных политических связей; широкий спектр межполитических взаимоотношений, которые приводят как к взаимообогащению, так и к возникновению новых политических традиций; определение новой роли государства и других субъектов международной жизни в глобализованном мире; перспективы становления глобального гражданского общества; формирование новых политико-экономических систем, новых «политических акторов» на международной арене; – что представляет собой новое качество интернационализации мирового хозяйства. Политическая глобализация означает фундаментальное изменение мирового порядка, демонстрирует собой возникновение политической культуры, политического сознания, нового типа межгосударственных отношений, оказывает влияние на происходящие политические процессы.

Политическая глобализация – это система глобализационных процессов, ведущих к унификации политического устройства государств, расширению политических связей между государствами, народами и континентами и, в конечном счёте, к установлению особых политических отношений – глобальных по масштабу и «пронизывающих» внутреннее устройство всех государств.

Аргументы против политической глобализации

Оборотными сторонами интернационализации и интеграции являются обострение этнических, религиозных, культурных проблем, все большее звучание приобретают такие понятия, как «родной очаг», «родина», «нация» и т.д. То, что казалось аномалией в 1979 г., когда иранская революция бросила вызов преобладанию западной секулярной культуры, в 90-х годах стало одной из главных тем международной политики.

Существующие данные свидетельствуют о том, что в результате формирования ЕС, НАФТА и т.д. группа наименее развитых стран все больше отодвигается на периферию мировой политики. Одной из важных характеристик развивающихся стран является то, что для них более существенное значение сохраняют вертикальные связи по оси Юг-Север, нежели горизонтальные связи по оси Юг-Юг. В большинстве своем они имеют между собой значительно меньше дипломатических, политических и экономических связей, чем индустриально развитые страны. Это оказывает большое негативное влияние на их способность решать главные для них проблемы собственными силами.

На смену прежнему регионализму развивающихся стран приходит регионализм развитых стран. Концепции региональной интеграции в развивающемся мире, возникшие еще в 50-х годах, в должной мере не учитывали тот факт, что для него не подходят интеграционные модели, практиковавшиеся в развитом мире.

Кроме того, негативными последствиями политической глобализации является рост международного терроризма, появление глобальных проблем.

Как отмечал Л. Виноградов, в целом «в “третьем мире” разрабатывались планы протекционистской по своему характеру региональной интеграции, в результате которой должно быть создано обособленное от внешнего воздействия обширное экономическое пространство, тогда как в ЕС благодаря либерализации торговли углубляющаяся на внутреннем рынке конкуренция является стимулом для совершенствования и ускоренного обновления техники и разработки новых технологий, повышения эффективности производства и в конечном счете ведет к ускорению экономического роста всех стран-участниц». Все это способствует отчуждению стран третьего мира от процесса экономического развития, что заставляет вносить определенные коррективы в тезис о едином мировом сообществе, о единой всепланетарной цивилизации, единой географии современного мира и т.д.

1.3. Культурная глобализация

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин "глобализация культуры" появился в конце 80-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации объединяют нашу планету. Миллионы людей одновременно становятся свидетелями событий, произошедших в разных странах, что унифицирует вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый общепринятый язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

Аргументы за культурную глобализацию

С одной стороны, глобализация явно способствует ускорению процесса «социодинамики культуры». Под ее воздействием резко возрастают темпы производства, распространения и потребления культурных ценностей. Время цикла производства и потребления культурных ценностей резко сокращается, что приводит к увеличению объема информации, получаемой индивидом, расширению его кругозора, повышению интеллектуального уровня. Благодаря новым информационным технологиям, человек получил возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям до этого, из-за отсутствия у значительной их части возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в "мировой информационной паутине", дают возможность познакомиться со всем тем, что был создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библио­теки и многих других библиотек.

Глобализация узаконила существование определенного культур­ного стандарта, в соответствии с которым человек информационно­го общества должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться персональным компьютером, осуществлять про­цесс коммуникации с представителями иных культурных миров, понимать тенденции развития современного искусства, литературы, философии, науки т.д.

Глобализация усилила интенсивность культурных обменов, рез­ко расширила круг тех, кто совершает бесконечный процесс пере­хода из одного культурного мира в другой. По сути, она сделала прозрачными границы для талантов, сняла практически ограниче­ния на перемещение из страны в страну выдающихся исполните­лей, дирижеров, художников, режиссеров, многие из которых ныне проводят за рубежом значительно больше времени, чем у себя на родине.

Глобализация создает предпосылки для выхода культуры за пре­делы общинно-племенных и локально-территориальных образова­ний. Благодаря новым информационным технологиям идеи, симво­лы, знания и умения, накопленные тем или иным этносом, и т.д., получают широкое распространение в других культурных мирах.

Аргументы против культурной глобализации

В то же время нет никакого сомнения в том, что глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства между странами и народами. Сегодня по уровню образования, обеспеченности персональными компьютерами на душу населе­ния, наличию личных библиотек, частоте посещения различных учреждений культуры, доле средств, выделяемых из бюджета на нужды культуры и т.д. страны "золотого миллиарда" на порядок опережают страны-аутсайдеры.

Глобализация привела к коренным изменениям в системе взаи­моотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух, но и культуры как та­ковой, которая сегодня многими воспринимается отнюдь не как конечная цель человеческого рода. Одновременно она возвеличила мас­совую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.

Я опросил своих ровесников и выяснил, что среди ценностей досуг и развлечения у них идут на втором месте после получения образования. Интернет и социальные сети являются безусловным приоритетом для 20 из 20 опрошенных подростков. При этом 20 человек из 20 "опрошенных" постоянно смотрят в кинотеатрах американские фильмы, по телевизору – развлекательные каналы и передачи (только трое иногда смотрят канал «Культура» и пятеро – научно-популярные программы и репортажи). 10 из 10 подростков от 16 лет сказали, что половину литературы из школьной программы "читали" в кратких изложениях, а читают они в основном молодежные журналы, в которых много всевозможных картинок и фотографий. Таким образом, на чтение подростков незаметно, но очень значительно влияет телевизионная культура и Интернет.

Появление значительного числа личностей, утративших представ­ление о своей национально-культурной принадлежности, приводит к дестабилизации общественной системы, резко повышает уровень социальной напряженности, ставит под вопрос способность той или иной страны сохранять свой суверенитет и территориальную целостность.

2. Отношение россиян к процессам глобализации

Большинство российских Интернет - пользователей внимательно (51%) или время от времени (45%) следят за внешней политикой России и, вследствие этого, знают (61%) или в некоторой степени информированы (31%) о том, что представляет собой процесс так называемой глобализации.
Таков результат онлайн опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru среди 1656 респондентов, представляющих активную (недельную) российскую аудиторию Интернета.

Среди всех опрошенных 27% можно назвать "оптимистами", которые считают, что процесс глобализации открывает для развития человечества в целом позитивные перспективы. И если 46% среди всех опрошенных в целом положительно относятся к тому, что связано с этими процессами, то среди "оптимистов" эта доля достигает 89%. Напротив, 16% участников опроса - "пессимисты", которые не видят за глобализацией позитивных перспектив. И если среди всех опрошенных 37% склонны лично воспринимать глобализацию преимущественно в негативном свете, то среди "пессимистов" эта доля достигает 93%.

Большинство же российских Интернет - пользователей (41%) рассматривают глобализацию как явление неоднозначное и, среди этих "реалистов" у 36% преобладает скорее позитивное, а у 42% - скорее негативное восприятие глобализации.

Если сравнивать различия в оценках, которые давали респонденты с разными представлениями о перспективах глобализации, то в числе главных ее "благ" оказываются рост информационного обмена, развитие науки и технологий (в это верят 81% среди респондентов, имеющих представление о глобализации); возможность сближения, диалога, взаимного обогащения разных культур (64%); рост активности и социальной солидарности жителей разных стран в борьбе за свои права и свободы (58%); расширение возможностей трудоустройства, сокращение безработицы (57%); повышение жизненного уровня населения большинства стран (57%).

Напротив, в числе основных "зол" глобализации были названы установление политического господства группы наиболее развитых стран или одной из них (в это верят 75% среди респондентов, имеющих представление о глобализации); унификация моральных, нравственных и религиозных ценностей, "американизация", "вестернизация" национальных культур (70%); снижение конкурентоспособности и разорение малого (семейного) бизнеса (69%), увеличение ущерба, наносимого природе (63%); углубление разрыва между богатыми и бедными странами (55%).

В зоне нейтральных оценок оказались такие последствия глобализации, как снижение политической напряженности в мире и укрепление международной безопасности (этому верят 40% против 51% среди респондентов, имеющих представление о глобализации), ограничение гражданских прав и свобод, свертывание социальных программ (47% против 41%).

Важно отметить, что большинство российских Интернет - пользователей уже сформулировали свое личное отношение к важнейшим аспектам глобализации - ни по одному из предложенных для оценки последствий глобализации доля респондентов затруднившихся ответить не превысила 10%. В то же время более осторожную оценку последствиям глобализации участники опроса дали с учетом перспектив России и себя лично. Лишь 3% опрошенных не считают Россию вовлеченной в эти процессы или не замечают никаких признаков этой вовлеченности.

Напротив, 73% опрошенных уверены, что Россия в той или иной степени участвует в процессах глобализации. При этом, опасение, что глобализация несет России больше проблем, чем их решает, разделяют 52% среди всех опрошенных (и 90% среди "пессимистов"), тогда как 28% среди всех опрошенных (и 60% среди "оптимистов") не видят здесь причин для беспокойства. Лишь 18% среди всех опрошенных (и 45% среди "оптимистов") полагают, что глобализация принесет пользу лично им (их семьям), тогда как 49% среди всех опрошенных (и 89% среди "пессимистов") не видят в этом никаких личных выгод.

Отношение российских Интернет - пользователей к глобализации в целом и к ее отдельным последствиям формируется под влиянием представлений о природе глобальных общественно-политических процессов. Если среди "оптимистов" около 60% уверены в их естественном, независящим от чужой воли развитии, то среди "пессимистов" 90% связывают глобализацию с действиями государств, корпораций и отдельных лиц, представляющих узкие групповые интересы.

Еще одним из факторов, определяющих отношение российских Интернет - пользователей к глобализации, является представление о месте и роли России в мире. Большинство (77%) опрошенных склонны считать Россию евразийским государством, следующим по своему особому пути развития (в том числе, 60% среди "оптимистов" и 90% среди "пессимистов"). А 42% предпочли бы ориентацию России на сотрудничество с ее азиатскими соседями и вообще с "Востоком".

Напротив, сближения России со странами Европы и США и вообще более тесной интеграции с "Западом" желают лишь 29% опрошенных (в том числе, 50% среди "оптимистов" и лишь 14% среди "пессимистов").

Заключение

Итак, глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Существует много самых разных мнений относительно приносимого ей пользы или вреда. Это я вление глубоко противоречивое. Она не только соединяет, но и разъединяет, не только обогащает, но и существенно ограничивает. Главный довод в пользу глобализации - экономическое, политическое и культурное взаимодействие стран. Аргументы против - поглощение национальной самобытности преимущественно развивающихся стран западной системой ценностей, увеличение роли капитала в политике и жизни. Взаимозависимость увеличивает уязвимость мировой системы от локальных нестабильностей. Последствия глобализации двояки. Кому-то глобализация может принести огромную пользу, а другим она принесет вред.

Глобализация уже давно перестала быть академической концепцией. Это объективная тенденция. Рассуждать на тему: "Следует ли учитывать ее влияние в современный мир?", может быть, весьма интересно, однако, с практической точки зрения – столь же конструктивно, как рассуждать на тему: "Следует ли учитывать гравитацию при конструировании летательных аппаратов?". То же самое можно сказать и в отношении дискуссий на тему: "Нужно ли России (любой другой стране) присоединяться к глобализационным процессам?". Мнение щепки, подхваченной бурным потоком, - это достойная тема для классической японской поэзии. По моему мнению, современным государствам жизненно необходимо включаться в мировые глобализационные процессы, чтобы не отстать в своем развитии. Собственно, другого выхода нет.

Впрочем, процесс глобализации – не есть нечто новое. История человечества – это история поиска новых форм взаимодействия. И глобализация, в этом смысле, лишь новая страница длинной летописи.

Список используемой литературы.

    Баранов А.В. Процесс глобализации как фактор политической жизни государства.

    Журнал «История» № 18 за 2006 год.

    Журнал «Наука и жизнь» № 9 за 2002 год.

    Мартин Г.-П., Х. Шуманн «Западня глобализации»

    Панарин А.С. «Искушение глобализмом»

    «Система социальной глобализации» журнал «ЭКО: Всероссийский экономический журнал». – № 4. – 2003. – Новосибирск

    Уткин А.И. «Мировой порядок XIX века»

    Цыганков П.А. «Теория международных отношений»

    Шендрик А.И. Социология культуры: Учебное пособие для студентов. М., 2005.

    Энциклопедия для детей. Человечество. XXI век. Под редакцией Елены Хлебалиной. М. 2004 г.