В обществе рыночных отношений функцию социальной защиты населения берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Конституции РФ.
Понятие «гарантия» (франц. - обеспечение) - обязательство, при невыполнении или ненадлежащем исполнении которого гарант несет ответственность в установленном законом порядке. В качестве государственных социальных гарантий выступают наиболее значимые права человека. Механизм гарантирования предусматривает специализированные юридические нормы, определяющие порядок действия гарантий; организационные структуры, управляющие системой ее реализации, финансово-экономические рычаги и источники обеспечения.
Таким образом, социальные гарантии - это материальные, политические, организационные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться предоставленными им законами государства, гражданскими правами и свободами.
Минимальные гарантии - это гарантии, обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей человека на минимальном уровне. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты - это единые минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.
Государственные минимальные стандарты направлены на решение задач:
совершенствование механизма реализации конституционных прав, гарантированных гражданам;
удовлетворение важнейших потребностей человека;
сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
повышение обоснованности формирования бюджетов, прежде всего, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях финансовой политики государства.
Итак, минимальные социальные стандарты - это установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. Минимальные социальные стандарты, имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке.
Минимальные социальные стандарты находят выражение в системе минимально допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения в сферах:
труда (оплата и условия труда);
обеспеченности жильем;
медицинского обслуживания;
культуры;
окружающей среды.
Минимальные социальные стандарты разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Российской Федерации минимальные социальные стандарты могут корректироваться только в сторону увеличения.
Минимальные стандарты охватывают все отрасли социальной сферы. Они рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органами исполнительной власти на всех уровнях управления.
Таким образом, система социальной защиты должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий как механизм долговременного действия, предусмотренных законом обязательства государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан.
Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.
Гарантированный минимум - это уровень потребления, утвержденный в соответствии с финансовыми возможностям гаранта (государство, региональные органы власти, предприятие и т.д.), обеспечивающий удовлетворение минимально необходимых потребностей человека.
К гарантированному минимуму относятся:
минимальная заработная плата;
минимальная пенсия (стипендия);
минимально гарантированный доход;
гарантированное предоставление медицинских услуг в рамках медицинского страхования и т.д.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются законодательными актами, в том числе гражданским, трудовым, семейным, жилищным Кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре», «О занятости населения в РФ» и др.
Одной из важных социальных гарантий со стороны государства выступает минимальная заработная плата.
Минимальная заработная плата - это законодательно установленный уровень оплаты труда, ниже которого работодатель не имеет права устанавливать ставки и оклады заработной платы. Она представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы.
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную заработную плату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, то это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата - одна из важнейших гарантий государства.
Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной оплаты труда должно происходить поэтапно по мере стабилизации экономики.
Повышение минимального размера оплаты труда положительно влияет на рост средней заработной платы и приводит к увеличению его тарифной части, а также к увеличению налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды.
Соответствие минимальной заработной платы потребительскому бюджету возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном уровне производства.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. впервые в Российском законодательстве установил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Конечно, для полной реализации этого положения потребуется время, поэтому в ст. 422 Трудового кодекса говорится об отдельном федеральном законе, который должен установить сроки, в течение которых МРОТ достигнет величины прожиточного минимума.
Трудовой кодекс установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Помимо уголовной и административной введена материальная ответственность: за каждый день задержки должны начисляться пени в пользу работника. Работник имеет право приостановить работу до выплаты задержанной суммы на пятнадцатый день задержки зарплаты, письменно известив об этом работодателя.
В трудовом кодексе сохранены разумные гарантии, предоставляемые работающим женщинам; в нем устранены положения, которые делали женщин менее конкурентоспособными на рынке труда. По- прежнему запрещено привлечение к ночной работе, сверхурочным, работе в выходные дни, направление в служебные командировки беременных женщин. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, предоставлено право самим решать вопрос относительно командировок. Они могут быть направлены, например, в служебные командировки, но только с их письменного согласия, при наличии медицинского заключения, что это не вредит их здоровью. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет теперь может взять любой член семьи, не только мать.
В полном объеме сохранены гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением (отпуска для сдачи экзаменов, оплата проезда раз в год до места учебы и обратно и др.), при условии, что образование данного уровня получается впервые и в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Однако следует отметить, что минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. Это очень важно и в плане социальной защиты, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус.
Неотъемлемой государственной гарантией является минимальная пенсия.
Минимальная пенсия - это законодательно установленная минимальная величина пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Для различных категорий получателей социальной пенсии установлен ее фиксированный размер. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Она повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости, но не более чем на 20 %.
Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой про блемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.
С 1 января 2005 г. в соответствии с так называемым «Законом о монетизации» (№ 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) несколько изменился порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций по безработице. На основе главы VI (ст. 27, 28) Федерального закона РФ в редакции от 28 августа 2004 г. «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным: 1)
выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; 2)
время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнения государственных обязанностей.
Размеры минимальной и максимальной величин пособий ежегодно определяются Правительством РФ. Размер пособия по безработице устанавливается (за некоторым исключением) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.
Государство, как определено Законом о занятости, проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Безработным гражданам в соответствии с законодательством гарантируются:
а) социальная поддержка;
б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Государство также обеспечивает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствия с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, тер риториальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На основе этого финансового документа построена система обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.
Согласно Конституции РФ (ст. 43), каждому гражданину РФ «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Действуют гарантии социальной поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений и детских домов, детей из семей «группы риска» в период получения ими образования.
В Конституции РФ (ст. 40) отмечается, что малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.
Государство устанавливает минимальные стандарты обеспеченности жильем и стандарты качества жилья. Государство предоставляет жилье определенным категориям населения: малоимущим, инвалидам, выпускникам детских домов и интернатов и т.д. При этом размеры платы за жилье (социально-бытовые услуги, электроэнергия, телефон и др.) для этих категорий граждан снижаются. Существует определенная система субсидий, квартирных сертификатов (для военнослужащих и других) для приобретения жилья, различные налоговые льготы и т.д.
Определены задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. в «Основных направлениях социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных Правительством РФ в июне 2000
С 1 января 2005 г. вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором (ст. 160) определено, что:
отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов;
компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством.
Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ст. 159). Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.
Государством определены социальные гарантии в сфере социального обслуживания населения, в том числе: социальный уход; социальная реабилитация; социальный приют.
Отдельные виды социальных услуг (например, социальный приют для детей без попечения родителей или людей, не имеющих крова, и др.) не могут осуществляться за счет оплаты самими потребителями. Особенности экономического устройства сферы социального обслуживания определены законодательством РФ.
Как правило, в государственных учреждениях социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату, лишь частично возмещающую расходы. Общим принципом является предоставление государством услуг для лиц с низкими доходами, детей-сирот, детей- инвалидов и бездомных.
Участие государства включает выполнение следующих трех функций: 1)
предоставление необходимых услуг; 2)
финансирование; 3)
регулирование, в том числе и деятельности частных производителей социальных услуг.
Таким образом, государство создает определенную систему государственных социальных гарантий, направленных на социальную защиту социально уязвимых категорий населения.
С системой государственных социальных гарантий тесно взаимосвязана система социальных льгот.
Льготы - это постоянное или временное предоставление гражданам определенных материальных выгод в денежной или натуральной форме. Система льгот - это преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т.п. Льготы устанавливаются на федеральном или на местном уровнях. Источником льгот является федеральный государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К числу льгот, учитываемых при проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, относятся все виды натуральной помощи, предоставляемой домашним хозяйствам как работодателем, так и из бюджетов всех уровней. Оценка стоимости полученных льгот производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.
Льготы взаимосвязаны с дотациями. Дотация - это денежные средства, предоставляемые гражданам на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.
К льготам и дотациям на питание относится как выплата наличными деньгами или продуктовыми наборами, так и возможность предоставления продуктов питания по более низким ценам.
К льготам на оплату транспортных расходов относятся: пользование льготным проездом на всех видах транспорта, в том числе служебным автомобилем (такси для инвалидов) и т.д.
К льготам на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам в соответствии с действующим законодательством скидки по оплате, субсидии и др.
Предоставление федеральных льгот было осложнено, прежде всего, причинами финансового характера, а также из-за неотработан- ности механизмов их реализации. Особенно остро встали вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и, в частности, предоставления ветеранам льгот по проезду на транспорте, медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, оплате жилья и коммунальных услуг, установке и оплате телефонов, выдаче кредитов и т.д.
В связи с этим возникла необходимость решения довольно сложной и актуальной задачи инвентаризации действующих федеральных гарантий, льгот и компенсаций, выявления устаревших норм с учетом развития законодательства и изменения социально-экономической ситуации.
Именно этим было обусловлено принятие Федерального закона от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В соответствии с этим Законом в Российской Федерации с 1 января 2005 г. вступили в силу новые нормативные акты, согласно которым были внесены изменения в действующую систему социальных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан нашей страны. Понятие «льгота» заменилось словами «меры социальной поддержки». Эти изменения коснулись значительной части населения Российской Федерации (только в Московской области более 2 млн человек, а в Москве около 3 млн). Все льготники были поделены на две категории: федеральные и региональные. Федеральные льготники имеют право на меры социальной поддержки:
в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации);
в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ);
в виде набора социальных услуг, включающего:
а) бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера);
б) предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение;
в) бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг в размере 450 рублей. С 2006 г. предусмотрен отказ от получения социальных услуг как полностью, так и частично. В таких случаях ежемесячная денежная выплата увеличивается на соответствующую сумму.
Ежемесячная денежная выплата является новой социальной выплатой в системе денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки. Она носит компенсационный характер в целях возмещения натуральных льгот.
Таким образом, с 2005 г. Законом установлено право на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.
Раскройте сущность понятия «экономическая политика». 2.
Каково вмешательство государства в экономику рынка? 3.
Расскажите об экономической обусловленности создания государством системы социальной защиты населения. 4.
Проанализируйте экономические предпосылки развития социальной работы. 5.
Охарактеризуйте систему государственных экономических гарантий и льгот. 6.
В чем состоят сущность и значение минимальных социальных стандартов? 7.
В 2014 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство сохраняет большинство действовавших ранее социальных льгот. Основной категорией получателей социальных льгот являются пенсионеры, также льготы адресованы:
Все социальные льготы в 2014 году можно разделить на несколько категорий:
Жилищные льготы социально незащищенным гражданам включают предоставление жилья и льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. Для получения жилья необходимо быть признанным нуждающимся в улучшении условий проживания и встать в очередь на получение жилья. При оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются льготы в размере 25-50 процентов. При этом льготы предоставляются как при оплате услуг в многоквартирных домах, так и при оплате печного топлива.
Льготы в медицине предоставляются в виде бесплатного назначения лекарств по предписанию врача. Такие лекарства выписываются инвалидам. Чтобы лекарство было выписано бесплатно, оно должно входит в специальный перечень. Кроме лекарственного обеспечения льготникам могут предоставляться путевки на лечение в санатории.
Льготным категориям граждан могут предоставляться вычеты по подоходному налогу, налог на имущество или на землю может начисляться по льготным ставкам, а в некоторых регионах льготные категории и вовсе освобождены от налогообложения.
Почти везде льготные категории граждан пользуются льготами по оплате проезда в городских автобусах и троллейбусах и пригородном транспорте. Льготы могут предоставляться в разных видах. Либо это скидка на оплату проезда, либо билеты, которые выдаются бесплатно или за половину стоимости. Гражданам, проживающим в северных районах, раз в два года предлагается оплата проезда к месту отдыха.
Социальные льготы назначаются и предоставляются органами социальной защиты, это региональные ведомства, которые руководствуются региональным законодательством. Каждая область или край России могут устанавливать свои дополнительные льготы. Например, где-то предлагается бесплатное или льготное зубное протезирование, льготные авиабилеты и др. Узнать о положенных выплатах и льготах можно в органе соцзащиты по месту жительства. Все социальные льготы предоставляются по заявлению.
Социальная льгота-это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки-соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота-правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности.
Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности).
В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.
Льготы обычно имеют определенное материальное содержание-освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т. д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем.
Дифференциация социальных льгот в законодательстве осуществляется обычно не по их содержанию, а по контингентам граждан, которым они предоставляются: ветеранам различных категорий, в том числе участникам войны, инвалидам различных категорий и групп, детям-сиротам, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям СССР и Героям России, полным кавалерам ордена Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и т. д.
При этом объем соответствующих льгот по одному и тому же содержанию (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам, например) зачастую различается для разных категорий граждан. Объясняется это недостаточно четким нормотворческим процессом как в прошлом, так и сейчас, переоценкой правотворческой компетенции, в частности, органами исполнительной власти. Социальные льготы в подлинно правовом государстве должны вводиться законом, как социальные пособия, поскольку они являются по существу таковыми. Кстати, в некоторых странах выплачиваются дополнительно к пенсии пособия для оплаты различных социальных услуг-в частности, коммунальных. В нашей стране подобные пособия заменяются соответствующими льготами.
Большинство социальных льгот носят материальный характер. Есть, как отмечалось, и нематериальные социальные льготы.
Наиболее значимы для граждан, доходы которых сравнительно невелики (это практически все категории ветеранов, пенсионеров и инвалидов, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, а также по проезду. Рассмотрим их более подробно и определим контингент тех граждан, которым они предоставляются. Некоторые весьма существенные льготы, также материального характера, касаются пенсионного обеспечения, обеспечения различными пособиями. Они рассматриваются в других разделах учебника.
Льготы по оплате жилья заключаются в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты. Обычно это 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членами семьи, совместно проживающими с гражданином, которому предоставляется эта льгота (в коммунальных квартирах такая скидка предоставляется в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья в таком порядке имеют граждане, проживающие в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. Подобная льгота предоставляется всем категориям ветеранов, в том числе ветеранам труда; всем категориям инвалидов; семьям, имеющим детей-инвалидов; жертвам политических репрессий; нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств; состоявшим на иждивении погибшего и получающим пенсию по случаю смерти кормильца (или имеющим право на получение такой пенсии).
Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены семьи полностью освобождены от оплаты жилья, независимо от его размера.
Льготы по оплате коммунальных услуг также заключаются в снижении оплаты за такие услуги либо в полном освобождении от их оплаты. К коммунальным услугам относится, как правило, водоснабжение, в том числе горячее, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия (отопление) - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективную антенну. Иногда этот перечень более узкий, например, для многодетных семей (указано только пользование отоплением, канализацией, газом и электроэнергией). Размер скидки обычно 50%, а в некоторых случаях-не ниже 30% (для многодетных семей).
Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семьи полностью освобождены от оплаты коммунальных услуг.
Льготы по обеспечению топливом заключаются в оплате необходимого для отопления жилья топлива, приобретаемого в пределах соответствующих норм, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Эти льготы состоят в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты за топливо и его доставку. Скидка-обычно 50% (не менее 30%-многодетным семьям). Некоторым категориям граждан предоставляется льгота лишь по оплате топлива (без льгот по его доставке)-многодетным семьям, инвалидам.
Данная льгота предоставляется практически тем же категориям граждан, которые имеют льготы по оплате коммунальных услуг. Распространяется она на граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.
Герои и полные кавалеры указанных выше орденов и совместно проживающие с ними члены семьи обеспечиваются топливом (включая его доставку) бесплатно.
Льготы по проезду на транспорте зависят от вида транспорта. Проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен), кроме такси, бесплатный в любом городе независимо от места жительства для всех категорий ветеранов и инвалидов (как взрослых, так и детей); родителей, опекунов и попечителей детей-инвалидов, ухаживающих за детьми-инвалидами; членов многодетных семей (как взрослых, так и детей); граждан, пострадавших от политических репрессий; нетрудоспособных родителей и супругов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы.
Практически правом бесплатного проезда на городском транспорте пользуются во многих регионах все пенсионеры, в том числе и не из числа ветеранов. Льготы по проезду предоставлены им соответствующими решениями, принятыми субъектами РФ.
Проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения для одних граждан бесплатный, а для других-со скидкой. Круг граждан здесь несколько уже. Бесплатный проезд на этих видах транспорта введен для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств; участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств; граждан, работавших на предприятиях и в учреждениях и организациях Ленинграда в период его блокады и награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; родителей и супруга инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств; инвалидов (взрослых и детей); детей-инвалидов и сопровождающих их граждан (при поездках к месту лечения, обследования); родителей, опекунов и попечителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами; граждан, пострадавших от политических репрессий; учащихся образовательных школ из многодетных семей; Героев и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы.
Право на скидку в размере 50% имеют все другие ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.
Проезд на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте для определенных категорий бесплатный, а для других-со скидкой с оплаты стоимости проезда.
Право на бесплатный проезд имеют инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств; инвалиды I и II групп один раз в год (туда и обратно), а инвалиды III группы-один раз в два года. При этом инвалидам III группы может предоставляться (по их желанию) один раз в год скидка в размере 50% со стоимости проезда (туда и обратно).
Такие же льготы по проезду, как инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств III группы, предоставляются всем другим участникам Великой Отечественной войны, а также участникам боевых действий на территории других государств.
Бесплатный проезд один раз в год предоставляется Героям Советского Союза, Героям России, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. Они имеют право на бесплатный проезд в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, на водном транспорте в каютах I класса (на местах I категории) экспрессных и пассажирских линий.
Бесплатный проезд к месту лечения один раз в год (туда и обратно) предоставляется инвалидам I и II групп и детям-инвалидам. Право на скидку 50% со стоимости проезда (туда и обратно) в период с 1 октября по 15 мая (независимо от числа поездок в это время) и один раз в году при поездках в другое время года предоставляется всем инвалидам, в том числе III группы, и инвалидам с детства.
В некоторых случаях установлены также льготы по оплате проезда для граждан, сопровождающих инвалидов. Так, гражданам, сопровождающим инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий на территории других государств I группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда.
К числу других специальных льгот материального характера относятся, например: получение разовых льготных кредитов банковских учреждений на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков (такие льготы предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств, участникам этих войн и некоторым другим категориям граждан); бесплатная установка квартирного телефона (такую льготу имеют, например, указанные выше инвалиды); различные образовательные льготы (бесплатное питание-завтраки, обеды) в школах для детей из многодетных семей и т. д.
Следует иметь в виду, что на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. То же касается и членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов: на них распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме случаев наступления инвалидности вследствие их противоправных действий) предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Такие же социальные льготы по материально-бытовому обеспечению, как для инвалидов войны, установлены для инвалидов-бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей. Остальным таким узникам (не инвалидам) предоставляются льготы, аналогичные установленным для участников Великой Отечественной войны.
Вопросы для самоконтроля
Каким законодательством регулируется назначение пособий в связи с материнством, отцовством и детством?
Кто имеет право на пособие по беременности и родам?
Каков размер пособия по беременности и родам?
Кому предоставляется право на получение единовременного пособия при рождении ребенка?
Каков размер единовременного пособия при рождении ребенка?
Кто имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?
Когда введено в России ежемесячное пособие на ребенка и каково целевое назначение этого пособия?
Каковы размеры ежемесячного пособия на ребенка?
Какие компенсационные выплаты вы знаете? Назовите их.
Что понимается под социальными льготами и в чем проявляется их сущность?
Назовите основные нормативные акты, предусматривающие льготы по системе социального обеспечения.
Перечислите виды льгот, установленных действующим законодательством.
Какими льготами пользуются многодетные семьи?
Литература
БатыгинК. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учеб. пособие. М., 1998.
Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 1997.
Мачулъская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997.
Мачулъская Е. Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 1998.
Мачулъская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. М., 1998.
Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование. М., 1911.
Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению Российской Федерации//Бюлл. Минтруда. 1999. № 9.
Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2002.