Социально незащищенных семей определение. Социально незащищенные группы населения украины

К социально незащищенным слоям населения относятся:

Престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);

Инвалиды;

Пенсионеры;

Ветераны;

Воины-интернационалисты;

Учащиеся общеобразовательных учреждений;

Студенты;

Молодые семьи;

Неполные семьи; Где быстро и недорого снять квартиру в Курчатове со всеми документами? Хороший вариант

Жертвы кражи личных данных через Интернет и киберпреступность в целом могут чувствовать, что к ним относятся как к жертвам «второго сорта», менее заслуживающим поддержки, чем к оставшимся жертвам, поскольку эти преступления по-прежнему недооцениваются в социальном плане, и существует несколько услуг, которые помогите восстановить вашу жизнь. Эти жертвы также должны быть в состоянии справиться с разочарованием, которое во многих случаях невозможно идентифицировать «вора» идентичности.

Кроме того, когда ему становится известно о новых долгах или других последствиях преступления, жертва постоянно становится жертвой. Последствия преступления различаются, когда его исполнителем является кто-то, близкий к жертве. В этих случаях жертвы могут испытывать давление, чтобы взять на себя ответственность за то, что произошло, чтобы защитить преступника от его последствий.

Многодетные семьи;

Иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства.

В соответствии с законодательством (Постановлением КМ Украины от 17.08.98 г. № 1303), существуют определенные категории граждан, в которых льготы на получение лекарств колеблются в пределах от 50% или 100%, в зависимости от категории.

Кража личных данных подразумевает для жертвы серьезное раздражение и много потерянного времени для устранения ее последствий. Уже в Соединенном Королевстве жертва будет тратить от 3 до 48 часов, «очищая свое имя». 40% жертв говорят, что потеря времени была худшим последствием преступления.

В Соединенном Королевстве стоимость кражи личных данных для экономики страны оценивается в 1, 3 миллиарда фунтов в год. В Австралии ежегодные убытки колеблются от 1 млрд. США до более 3 млрд. У кражи личных данных растут затраты на такие учреждения, как банки, страховые компании и компании, которые поставляют товары и услуги. Эти учреждения, возможно, должны нести экономические потери жертвы, если не будет доказано, что жертва была небрежной. Это влияние на учреждения не следует упускать из виду, за исключением того, что оно в конечном итоге отразит затраты, которые потребитель должен будет нести, чтобы пользоваться услугами компании.

При этом отпускаться могут только лекарства, отмеченные в Перечне лекарственных средств отечественного и иностранного производства, утвержденном постановлением КМУ от 1.09.1996 г. № 1071, с учетом ежегодных изменений, которые вносятся МОЗ Украины по согласованию с Минфином Украины.

Право на бесплатное получение лекарств имеют:

Компании сами могут просматривать свои незаконно используемые идентификационные данные, а в тех случаях, а также в тех случаях, когда используются данные своих клиентов, косвенные потери будут связаны с расследованием между работниками, предотвращением и страхованием.

Дискредитацию, которая может повлиять на эти компании, не следует недооценивать как их влияние на экономическую систему. Государства и их правительства могут страдать от прямых потерь, поскольку многие кражи личных данных совершаются в отношении государственных органов, но в основном страдают от косвенных потерь, поскольку им необходимо сосредоточить средства на профилактике, подготовке специалистов, судебные и полицейские органы и их распределение ресурсов для расследования этих преступлений и борьбы с ними.

а) группы населения в случае амбулаторного лечения:

1. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантии их, социальной защиты":

Инвалиды ВОВ, инвалиды, приравненные к ним.

Участники ВОВ.

Прежние несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на время освобождения.



Реализация адекватного законодательства играет ключевую роль. в предотвращении и борьбе с киберпреступностью. Внедрение соответствующего законодательства играет ключевую роль в предотвращении и борьбе с киберпреступностью. Его существование имеет важное значение в контексте криминализации поведения, полномочий и полномочий расследования полицейских органов, сбора и сохранения электронных доказательств, юрисдикции, сотрудничества и обмена информацией как между различными национальными образованиями, так и на международном уровне, и ответственность поставщиков интернет-услуг.

Граждане из числа прежних военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в Афганистане и других странах.

Родители и жены военнослужащих, которые погибли в результате ранения, контузии, полученных при защите страны или при выполнении других обязанностей военной службы или в результате заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Преступления, предусмотренные в этом вопросе, содержатся в Законе о киберпреступности и Уголовном кодексе. Использование компьютерных данных с целью обмана правовых отношений или вмешательства в компьютерную обработку данных с целью получения ложных данных или документов с намерением их рассматривать или использовать, как если бы они были истинными.

Создание веб-страницы, которая намеревается быть верной копией страницы банка, чтобы люди там вводили свои секретные данные. Удалять, изменять, уничтожать, наносить ущерб, подавлять или отображать непригодные или не доступные программы или другие данные на компьютере или каким-либо образом влиять на его способность использовать без законного разрешения или без разрешения со стороны владельца.

2. Лица, которые имеют особенные трудовые заслуги перед Родиной в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет Украины".

3. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы".

Примером действия, которое соответствует этому преступлению, является пример киберпреступника, который заражает компьютер вредоносным ПО. Серьезно блокировать, останавливать, прерывать или нарушать работу компьютерной системы посредством любых форм помех, без законного разрешения или без разрешения владельца системы.

Например, это обычная практика - спам. Эта практика включает отправку большого количества сообщений электронной почты на заданный адрес электронной почты для перегрузки и блокировки компьютерной системы сервера. Доступ к компьютерной системе, без законного разрешения или без разрешения со стороны владельца.

4. Пенсионеры, которые получают пенсию по возрасту, по инвалидности и в случае потери кормильца - в минимальных размерах (за исключением лиц, которые получают пенсию на детей в случае потери кормильца);

5. Дети в возрасте до 3-х годов.

6. Дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

7. Девушки-подростки и женщины с противопоказаниями беремен-ности, а также женщины, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, обеспечивается безвозмездно средствами контрацепции.

Например, тот, кто в контексте фишинговой схемы обращается к домашней странице другого лица с секретными данными, полученными незаконно. Перехватывать через технические средства передачи компьютерных данных внутри компьютерной системы без разрешения или без разрешения со стороны владельца.

Сетевые компьютеры обмениваются каналами связи и могут получать информацию, отправляемую на другие компьютеры. Захват информации, предназначенной для другого компьютера, является актом, который соответствует этому преступлению. Перехватывать, записывать, записывать, использовать, передавать или раскрывать разговор, телефонную связь, сообщения электронной почты или подробный биллинг; Снимайте, фотографируйте, снимайте, записывайте или распространяйте изображение людей или объектов или интимных пространств. Наблюдайте или слушайте скрытых людей, которые находятся в частном месте. . Без согласия жертвы и с намерением опустошить его личную жизнь.

(I и II типа), ревматизм, ревматоидный артрит, системная острая волчанка, системные, хронические и тяжелые заболевания кожи, сифилис, лепра, туберкулез, болезнь Аддисона, гепатоцеребральная дистрофия, фенилкетонурия, шизофрения и эпилепсия, психические болезни (инвалиды I и II групп, а также больные, которые работают в лечебно производственных мастерских психоневрологических и психи-атрических заведений), состояние, послеоперационного протезиро-вания клапанов сердца, острая перемежающаяся порфирия, муковисцидоз, тяжелые формы бруцеллеза, дизентерия, гипофизарный нанизм, состояние после пересадки органов и тканей, бронхиальная астма, болезнь Бехтерева, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия, болезнь Паркинсона, инфаркт миокарда (первые 6 месяцев), детский церебральный паралич, СПИД, ВИЧ-инфекция, гипопаратиреоз, врожденная дисфункция коры надпочечников.

Парень, который тайно берет фотографию своей подруги, находясь в его доме, чтобы опубликовать его в социальной сети, совершает это преступление. Создавать, поддерживать или использовать файл данных, который индивидуально идентифицируется и связан с политическими, религиозными или философскими убеждениями, партийной или профсоюзной принадлежностью, частной жизнью или этническим происхождением другого человека.

Чтобы открыть заказ, письмо или любое другое написанное письмо, которое закрыто и которое не направлено ему, чтобы узнать, через технические процессы, о его содержании, или каким-либо образом предотвратить его получение получателем.

  • Сосредоточьтесь на содержании телекоммуникаций или обратите внимание на это.
  • Распространять содержимое закрытых писем или телекоммуникаций.
Это преступление, например, совершается теми, кто открывает письмо от Банка, адресованное соседству.

Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.

  • Интерферируйте с результатом обработки данных.
  • Неправильное проектирование программного обеспечения.
  • Неполное или неправильное использование данных.
  • Использовать данные или вмешиваться в обработку.
Без разрешения, с намерением получить для себя или для третьего незаконного обогащения, причинив другому лицу материальный ущерб.

В контексте фишинга это преступление - это передача денег с чьей-то учетной записи, к которой был получен доступ посредством введения секретных данных, полученных путем обмана, на собственный счет преступника.

Узнайте, что нужно делать, чтобы не стать жертвой кражи личных данных.


  1. Бедность.

В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

Обратите внимание на информацию, которую третьи лица публикуют в Интернете о себе; Обратите внимание на людей, которым вы предоставляете доступ к частной информации. Попытайтесь узнать условия, которые вы принимаете при входе в социальную сеть, которые часто включают потерю прав на вещание. Не загружайте вложения, не загружайте указанные ссылки и не отвечайте на письма с неизвестного или подозрительного контента. Попытайтесь распознать адрес, когда вы получаете электронное письмо от банковского учреждения или кого-либо, с кем работаете, если вы его не узнаете, обратитесь в учреждение и выясните, действительно ли от него приходит электронное письмо. Если вы получаете сообщение электронной почты от кого-то, кого знаете, но не похоже на то, что оно соответствует обычным людям с просьбой о помощи или просьбой предоставить личную информацию, вы должны быть осторожны, поскольку учетная запись электронной почты может быть скомпрометирована киберпреступниками. Избегайте использования профессиональной учетной записи электронной почты для личного использования. Храните программу, используемую для отправки обновленного сообщения электронной почты. Отключите параметры, которые позволят вам автоматически открывать или запускать файлы или программы, прикрепленные к вашим сообщениям. Избегайте создания ситуаций, способствующих краже компьютеров, мобильных телефонов и планшетов, оставляя их в машине, например. Защитите свой компьютер от вредоносных пользователей, предоставив ему пароль доступа к сеансу и выйдите из системы, когда вы не используете компьютер. Когда вы отдаете компьютер, имейте в виду персональные данные, которые он может содержать, принимая во внимание, что данные, записанные на жесткий диск, могут быть доступны, даже если они хранятся в защищенной паролем учетной записи. Когда вы продаете или отбрасываете свой компьютер, мобильный телефон или планшет, удалите всю личную информацию, которую они могут содержать. Всегда обновляйте свой компьютер с помощью антивирусной, антишпионской, межсетевой защиты и защиты от спама. Поднимите уровень безопасности браузера на средний или высокий. Всегда обращайте внимание на установленные программы, проверяя их происхождение - они должны поступать от компании, создавшей их или с надежного веб-сайта. На мобильных устройствах установите пароль, который ограничивает доступ к ним, и убедитесь, что экранная заставка включена. Также защитите свои мобильные устройства антивирусными приложениями и обновите их. Делайте регулярные резервные копии своего устройства и заботитесь о них; При установке приложений на устройство убедитесь, что вы загружаете безопасный и надежный источник и обратите внимание на тип разрешений, которые они запрашивают, например, если приложение, которому изначально не нужен доступ к запросам электронной почты, такой доступ, вы должны выбрать альтернативу; прочитайте также мнение других пользователей о приложении. Всегда уничтожайте физические или цифровые документы, которые могут содержать персональные данные или другую информацию такого же характера, чтобы сделать невозможным проведение консультаций. Не печатайте личную информацию на банковских чеках. Подтвердите законность того, кто запрашивает ваши личные данные по телефону или телефону, по электронной почте или любыми другими способами, и необходимость в таком запросе. Попросите идентифицировать собеседника и общий контакт субъекта, который вы должны представлять, установив, есть ли возможность незамедлительно предоставить какие-либо данные, а затем вернуть контакт с предлагаемым эффектом. Если незнакомец звонит вам или отправляет вам электронное письмо, информирующее вас о том, что вы выиграли приз или какую-либо выгоду и попросили предоставить вашу личную информацию, попросите форму для подачи заявления; если они не отправляют, завершите контакт; если вы его отправите, внимательно прочитайте его, и когда вы его отправите, убедитесь, что вы отправили его в известную авторитетную компанию или финансовое учреждение. Попытайтесь сохранить неприкосновенность своего почтового ящика, используя хороший замок. Не позволяйте почтам накапливаться до такой степени, чтобы их можно было удалить по месту входа. Когда вы путешествуете, попросите почтовое отделение сохранить почту в ближайшем почтовом отделении или попросить родственника, друга или соседа собрать и сохранить почту. Попытайтесь контролировать прибытие предсказуемой корреспонденции, в частности, та, которая содержит дебетовые или кредитные карты, банковские выписки или счета-фактуры. Если возможно, собирайте и отправляйте письма, содержащие ваши личные данные или документы в почтовом отделении. Запретить выдачу корреспонденции местам, в которых они больше не живут, и попросить почтовое отделение повторно перенаправить корреспонденцию. Убедитесь, что вы используете официальный сайт своего банка; чтобы узнать, что это такое, напишите название банка в интернет-браузере. Имейте в виду, что банки никогда не просят больше, чем небольшую часть номеров, которые находятся на родительской карте, поэтому вы можете выполнять операции в Интернете. Обратите внимание, что банки не запрашивают установку приложений на мобильном устройстве для повышения безопасности своих операций - эти приложения обычно являются вирусами; Всегда выходите из своего веб-сайта или в банковское приложение после его использования.

  • Не принимайте запросы друзей от незнакомцев.
  • Храните в кошельке только необходимые документы в кошельке.
  • Держите кошелек в надежном месте на работе.
  • Храните документы в надежном месте дома, например, в сейфе.
  • При заказе новых чеков попросите их отправить в почтовое отделение, а не домой.
  • Если есть сомнения, обратитесь в банк по телефону.
Изучите признаки заражения компьютера из-за вредоносного ПО и кражи личных данных, а также меры, которые вы должны предпринять после того, как стали жертвой.

По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года. 20

На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.


  1. Безработица.

В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек). 21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения. 22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).


  1. Инвалидность.

Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве 23 и т.д.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%. 24

Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.


  1. ^ Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования.

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб. 25

Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год 26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года). 27

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:


  1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;

  2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);

  3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

В 2008 г. при проведении исследования на тему отношения граждан к страхованию в России были получены следующие варианты ответов: дает чувство защищенности – 52%, пустая трата денег – 29%, экономически эффективный способ борьбы с опасностями – 18% (в 2007 г. – эти показатели составляли 30%, 29%, 41% соответственно). 28 Результаты исследования показывают, что значительно увеличилось число людей, которые отводят социальному страхованию важное место в своей жизни (с 30% до 52%).

По степени развития института социального страхования можно судить о действующем уровне государственной поддержки и защиты населения. При этом важным моментом в организации всей системы социального страхования выступает исполнение государством определенных социальных гарантий в интересах своих граждан.

Но в настоящее время все острее встает вопрос о необходимости не только обновления, но и реформирования данной системы, так как эффект от ее функционирования не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Одной из главных причин этого выступают проводимые социально-экономические преобразования в стране, вследствие чего вся система социального страхования не успевает должным образом и в полном объеме интегрироваться в реализуемую нашим государством социально-экономическую политику.

Критерии, которым необходимо следовать, реформируя систему социального страхования, автор обозначает следующим образом:


  • во-первых, должен существовать оптимальный уровень страховой защиты, при этом с учетом географических и экономических особенностей регионов;

  • во-вторых, необходимо установить паритетное участие всех заинтересованных в страховании лиц, которые на общих основаниях могут принимать решения относительно расходования страховых бюджетов;

  • в-третьих, нельзя объединять социальное страхование с другими видами государственной поддержки - это вполне самостоятельный институт, который нацелен на вполне конкретный круг потребностей общества.

Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой, качественно отличной от старой, системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Придание институту социального страхования статуса обособленной и автономной организации, оптимальный уровень защиты застрахованных, полноценное участие в распределении страховых средств всех участников (и самое главное работников) – это тот минимум обязательств социального государства, который сегодня должен предоставляться населению. При этом в современной России обоснована целесообразность трехсторонней системы социального страхования, где ответственность за компенсацию и минимизацию социальных рисков разделена среди максимального числа участников (работодатель, работник, государство).

Кроме этого, основными условиями новой системы социального страхования в России, которая вовремя будет реагировать на происходящие в экономике изменения, должны стать: осознанное участие граждан в социальном страховании и чувство ответственности за других членов общества, попавших в трудную жизненную ситуацию; постоянное взаимодействие государственной власти, работодателей и профсоюзов, защищающих интересы работников; равная ответственность всех задействованных в страховании субъектов за обеспечение действенной защиты от социальных рисков. Только в этом случае социальное страхование станет одним из действительно работающих и эффективных механизмов развития и регулирования социальных процессов, происходящих в обществе.

По мнению диссертанта, минимальные социальные стандарты и социальное страхование являются в настоящее время основными составляющими всей системы государственной поддержки населения, выполняя при этом функции защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвалидам. Дать оценку эффективности и качества государственного влияния на общество можно только с учетом этих систем.