Клиентская служба обязанности соц защита. Должностные обязанности социального работника

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Календарно тематический план прохождения практики в отделе социальной защиты населения Ленинского района

Наименование и содержание тем

Количество дней

Роспись руководителя

Работа по приёму клиентов.

Знакомство с перечнем и порядком представления основных социальных льгот и выплат.

Ознакомление с нормативно-правовой базой деятельности, Положением отдела социальной защиты населения, Территориального центра социального обслуживания населения, основными законами, целевыми программами.

Я ознакомилась с нормативно-правовой базой деятельности и Положением отдела социальной защиты населения, в которое входят следующие разделы:

1 . Общие положения .

1.1 Отдел социальной защиты населения Ленинского района города Саранска (в дальнейшем именуемый "Отдел") является структурным подразделением администрации Ленинского района города Саранска, образуется постановлением администрации Ленинского района города Саранска.

1.2 В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Конституцией Республики Мордовия, Уставом города Саранска, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.

1.3 Отдел возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности главой администрации района в установленном порядке.

1.4 Квалификационные требования, предъявляемые к начальнику отдела: высшее образование и стаж работы не менее 5 лет или стаж работы муниципальной или государственной службы на главных муниципальных или государственных должностях не менее 2 лет.

1.5 Отдел финансируется из средств районного (городского) бюджета.

1.6. Отдел имеет права юридического лица, имеет печать с изображением государственного герба и своим наименованием, штампы, бланки.

1.7 Отдел располагается по ул. Советской, 21 города Саранска.

1.8 Структура и штатное расписание отдела утверждаются главой администрации района.

1.9 Ликвидация и реорганизация отдела осуществляется главой администрации района в порядке, установленном действующим законодательством.

2 . Задачи .

Основными задачами отдела являются:

2.1 Реализация единой общегосударственной политики в отношении семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.

2.2 Обеспечение социальной поддержки населения района.

2.3 Социальная защита граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2.4 Реализация льгот и преимуществ ветеранам и инвалидам в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Республики Мордовия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.5 Повышение эффективности социального обслуживания населения района, в том числе за счёт привлечения негосударственных организаций.

2.6 Социальная защита граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе инвалидов военной службы, участников и инвалидов боевых действий, семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении воинского и служебного долга, в боевых действиях и вооружённых конфликтах.

2.7 Укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей, развитие учреждений для их социальной реабилитации.

3 . Функции отдела .

В соответствии с основными задачами отдел выполняет следующие функции:

3.1 Осуществляет назначение, перерасчёт, выплату и доставку пособий, компенсаций, других денежных выплат социального характера, а также контроль за их проведением.

3.2 Совершенствует формы и методы работы по назначению, перерасчёту пособий и компенсаций.

3.3 Ведёт базу данных получателей социальных льгот и пособий (ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, многодетных семей, семей группы риска и т.д.), поддерживает её в актуальном состоянии.

3.4 Участвует в разработке и организует на территории района реализацию федеральных, республиканских, районных программ, мероприятий, направленных на улучшение положения различных категорий населения и организацию адресной помощи.

3.5 Участвует в подготовке нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты населения района.

3.6 Осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления.

3.7 Осуществляет функции заказчика по обеспечению государственных программ в части социальной защиты населения в расходах республиканского бюджета при реализации отдельных государственных полномочий.

3.8 Координирует работу по оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам, лицам, оказавшимся в экстремальных условиях, без определённого места жительства и занятий, вынужденным переселенцам и беженцам.

3.9 Обеспечивает государственные минимальные социальные стандарты.

3.10. Организует работу по получению и распределению гуманитарной помощи.

3.11. Организует летний отдых детей, нуждающихся в особой заботе государства.

3.12. Осуществляет мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, организует индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей.

3.13. Способствует развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям.

3.14. Содействует работе органа опеки и попечительства.

3.15. Осуществляет разработку механизма реализации прав и льгот, установленных действующим законодательством, для ветеранов и инвалидов на уровне района.

3.16. Проводит работу по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам (участвует в подготовке и заключении договоров с организациями, проверке реестров, составлении актов сверки).

3.17. Организует учёт и предоставление льгот гражданам, пострадавшим от политических репрессий, реабилитированным лицам, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей.

3.18. Организует предоставление льгот ветеранам и инвалидам по обеспечению их бесплатным и на льготных условиях специальным транспортом, санаторно-курортным лечением, выплату компенсаций на транспортное обслуживание, эксплуатацию специального транспорта и санаторно-курортное лечение.

3.19. Содействует обеспечению занятости инвалидов, проведению мероприятий по их профессиональной и другой реабилитации, выдаёт направления в учреждения медико-социальной экспертизы неработающим гражданам, оказывает содействие бюро медико-социальной экспертизы по контролю за условиями труда и инвалидов на производстве и их рациональному трудоустройству, направляет инвалидов в учебные заведения и на курсы системы социальной защиты.

3.20. Организует учёт и предоставление льгот инвалидам, неработающим гражданам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.

3.21. Осуществляет выдачу удостоверений и других документов, являющихся основанием для предоставления льгот, обеспечивает их учёт.

3.22. Осуществляет выдачу справок малообеспеченным студентам образовательных учреждений для оказания им государственной социальной помощи.

3.23. Осуществляет приём и оформление документов на присвоение звания "Ветеран труда", выдачу удостоверений ветерана.

3.24. Ведёт учёт граждан, нуждающихся в направлении стационарные учреждения социальной защиты на временное или постоянное место пребывания, оказывает им содействие в оформлении необходимых документов.

3.25. Координирует и контролирует деятельность муниципального центра социального обслуживания по выполнению положений ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

3.26. Содействует созданию и развитию частных и иных служб социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, женщин, детей.

3.27. Содействует улучшению социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе инвалидов военной службы, участников и инвалидов боевых действий, семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении воинского и служебного долга, в боевых действиях и вооружённых конфликтах.

3.28. Проводит ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, семей с детьми-инвалидами, многодетных семей.

3.29. Координирует работу по оформлению социального паспорта района.

3.30. Ведёт учёт получателей доплат к государственным пенсиям из числа муниципальных и государственных служащих, запрашивает сведения о размере назначенных им государственных пенсий из государственных учреждений управлений Пенсионного фонда РФ городов и районов республики.

3.31. Рассматривает предложения, заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в сроки, установленные действующим законодательством, принимает по ним необходимые меры.

3.32. Осуществляет информационно-консультативное обеспечение социальной защиты населения, а также информационное сопровождение развития социальной защиты населения района, взаимодействует со средствами массовой информации.

3.33. Осуществляет контроль за целевым использованием финансовых средств, выделяемых из федерального, республиканского и местного бюджетов, на проведение мероприятий по социальной защите населения.

3.34. Осуществляет бухгалтерский учёт и отчётность по выплате социальных пособий и компенсаций, предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах".

4 . Права .

Отдел имеет право:

требовать у лиц, обращающихся за социальной защитой, необходимые справки и документы, подтверждающие их семейное положение, жилищные условия и размеры доходов, а также медицинские справки о состоянии здоровья при обращении по вопросам направления граждан в дома-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в учреждения социальной защиты населения, а также другие документы, подтверждающие право обращающихся лиц на получение льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации;

запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения;

в случае необходимости проводить проверку обоснованности выдачи документов, представленных для назначения пособий и компенсаций.

5 . Организация деятельности отдела .

Работа осуществляется на основе перспективных и текущих планов, поручений руководства администрации района.

Начальник отдела руководит всей деятельностью отдела, несёт ответственность за результаты этой деятельности, за состоянием трудовой дисциплины в отделе; представляет интересы отдела в отношениях с другими структурными подразделениями района и организациями; распределяет должностные обязанности между работниками отдела, утверждает их должностные инструкции, даёт обязательные для исполнения указания и распоряжения и контролирует их исполнение; обеспечивает выполнение планов работы отдела, направляет и контролирует работу работников отдела; вносит предложения по назначению, перемещению и увольнению работников отдела, поощрениям и взысканиям; создаёт условия для нормальной организации труда сотрудников отдела; подписывает служебную документацию в пределах компетенции отдела.

Работники отдела являются муниципальными служащими и на них распространяется действие трудового законодательства с учётом особенностей Закона "О муниципальной службе в Республике Мордовия".

6 . Взаимоотношения .

Отдел при выполнении возложенных на него функций взаимодействует:

с соответствующими органами исполнительной власти Республики и с их подведомственными организациями;

со структурными подразделениями администрации города Саранска;

с другими структурными подразделениями администрации района;

с региональными отделениями фондов Российской Федерации;

со средствами массовой информации;

с общественными объединениями;

с учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями;

с предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности.

Взаимоотношения отдела с органами исполнительной власти Республики, структурными подразделениями администрации города, органами местного самоуправления и другими организациями строятся в соответствии с действующим законодательством.

7 . Ответственность .

Начальник отдела несёт персональную ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отдел, за неиспользование прав, предоставленных настоящим Положением, а также за состояние трудовой дисциплины в отделе.

Работники отдела несут персональную ответственность за невыполнение должностных обязанностей, за действия и бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе.

Анализ основных направлений деятельности отдела социальной защиты населения, Территориального центра социального обслуживания.

Рассмотрела основные направления деятельности отдела социальной защиты населения, которые направлены на предоставление выплат пенсий и пособий разным категориям граждан.

Основными категориями обслуживаемого населения являются: инвалиды и участники ВОВ, инвалиды первой и второй группы по общему заболеванию, многодетные матери, вдовы, лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, престарелые люди и т.д.

Анализ процесса создания банка данных обслуживаемого населения.

Банк данных создаётся при наличии аналитического расчёта и составлении заявки на каждый месяц в разрезе категорий одиноких матерей, детей военнослужащих, детей до 18 лет на выплату через Сбербанк. Заявка предоставляется на санаторно-курортное лечение участникам ВОВ на основании предоставленных справок с лечебных учреждений и заявления. Также могут подаваться заявки на ежемесячные выплаты в связи с возмещением вреда по ЧС.

Рассмотреть структуру отдела социальной защиты населения, Территориального центра социального обслуживания (анализ деятельности каждого отдела).

В структуре отдела социальной защиты населения изучила отделы:

отдел планирования и учёта по выплате пенсий и пособий;

отдел организации, назначения и выплаты компенсаций;

плановый отдел;

отдел бухгалтерского учёта и отчётности;

отдел организации, назначения планирования и выплаты пособий.

Работа по приёму клиентов.

Обратилась за консультацией гражданка Хабарова Д.А. с вопросом, имеет ли она право на пенсию. Её возраст - 50 лет, имеет 5 детей, неработающая с 1986 года. Общий стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 14 лет и 2 месяца. Ей объяснили, что в соответствии с ФЗ №166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет досрочная пенсия назначается по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера. В страховой стаж также включаются период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности (т.е. в данном случае 7,5 лет). Весь трудовой стаж составляет 21 год и 2 месяца. Из всего этого следует, что гражданка Хабарова Д.А. имеет право на пенсию.

Знакомство с перечнем и порядком предоставления основных социальных льгот и выплат.

Изучила перечень и порядок предоставления социальных льгот и выплат: для ветеранов предоставляется скидка в 50% в оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в домах, не имеющих центрального отопления скидка в 50% на покупку и доставку топлива; первоочередное обеспечение путёвками; инвалидам ВОВ бесплатное обеспечение лекарственными средствами и т.д.

Пособие по временной нетрудоспособности для инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий выплачивается в размере 100% заработка независимо от стажа работы.

Многодетным семьям устанавливаются следующие льготы: бесплатный проезд, бесплатное обеспечение школьной формой, бесплатное посещение музеев и т.д.

Существует порядок дифференцированной выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждён постановлением Правительства РМ от 21 августа 1998 г. №395). В нём устанавливается, что в целях усиления социальной защиты детей в малообеспеченных семьях органам социальной защиты населения следует производить выплату ежемесячного пособия на ребёнка дифференцированным способом:

1) в первоочередном порядке выплачивать пособие получателям, имеющим совокупный доход на каждого члена семьи в размере ј прожиточного минимума;

2) во вторую очередь - получателям, имеющим совокупный доход на каждого члена семьи в размере Ѕ прожиточного минимума;

3) в третью очередь - получателям, имеющим совокупный доход на каждого члена семьи в размере ѕ прожиточного минимума;

4) в четвёртую очередь - получателям, имеющим совокупный доход на каждого члены семьи в размере прожиточного минимума;

5) в пятую очередь - всем остальным получателям.

Заявки на выплату пособия составляются в установленном порядке. С этой целью родители, получающие детские пособия, представляют в отделы социальной защиты населения администраций районов и городов справки о заработной плате, стипендиях, пенсиях, пособиях, получаемых алиментах членами семьи.

Знакомство с делопроизводством отделов, посильное участие в ведении документации.

Ознакомилась с деятельностью отдела по организации назначения, планирования и выплаты пособий. Он занимается назначением и выплатой ежемесячных пособий на детей до 16 (18) лет; пособия на детей одиноких матерей; пособия на детей военнослужащих по призыву; пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.

Отдел организации, назначения и выплат компенсаций производит, в частности, денежные выплаты на санаторно-курортное лечение.

Отдел бухгалтерского учёта и отчётности занимается ведением бухгалтерского учёта, контролем над расходами, а также составляет отчётность за период.

Плановый отдел занимается информацией о задолженности по выплате компенсаций на санаторно-курортное лечение, о возмещении задолженности по денежным компенсациям.

Отдел планирования и учёта по выплате пенсий производит перерасчёт пенсий, а также учитывает надбавки и доплаты к ним.

Документация отдела социальной защиты населения:

1. Книга приказов отдела.

2. Годовой план работы отдела.

3. Документы статистической отчётности.

4. Отчёты о выплате пенсий и пособий.

5. Финансовые документы.

Анализ финансирования отдела социальной защиты населения, Территориального центра социального обслуживания.

Отдел социальной защиты населения финансируется республиканским бюджетом и бюджетом города Саранска.

Рассмотрела сведения о задолженности по годам:

в 2000 году задолженность составила 964,64 руб.

в 2001 году - 878,5 руб.

в 2002 году - 178,2 руб.

Всего - 2022,1 руб.

Знакомство с основными проблемами деятельности.

Обследование материально-бытового положения инвалидов и участников ВОВ Ленинского района города Саранска, составление учётных карт на дому.

Знакомство с должностными обязанностями специалистов отдела социальной защиты населения, Территориального центра социального обслуживания.

Общие функции специалиста.

1. Планировать свою работу на основе планов работа отдела и администрации района.

2. Выполнять действующее законодательство Российской Федерации, Республики Мордовия, города Саранска по вопросам социальной защиты населения и изучать новое.

3. Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей в порядке подчинённости, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

4. Соблюдать установленные в отделе правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.

5. Постоянно повышать свою деловую квалификацию.

6. Рассматривать письма, заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в компетенцию специалиста, в сроки, установленные действующим законодательством, принимать по ним необходимые меры.

7. Участвовать в подготовке социального паспорта района.

Основные функции специалиста по социальной работе с ветеранами и инвалидами .

В части реализации ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

1. Оформление и выдача льготных удостоверений:

инвалидам ВОВ;

ветеранам ВОВ;

членам семей погибших и умерших инвалидов, участников ВОВ, ветеранов боевых действий;

труженикам тыла;

несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.

отдел социальная защита ветеран

2. Приём и оформление документов на присвоение звания "Ветеран труда". Подготовка проектов постановлений главы администрации района о присвоении звания "Ветеран труда". Выдача удостоверений ветерана.

3. Формирование базы данных на льготные категории населения.

4. выдача талонов на льготный и бесплатный проезд ветеранов войны и инвалидов.

5. Оформление документов на получение спецавтотранспорта.

6. Учёт нуждающихся ветеранов и инвалидов в санаторно-курортном лечении.

7. Оформление документов на выплату денежных компенсаций: за неиспользованное санаторно-курортное лечение, на транспортное обслуживание, на эксплуатацию транспортных средств.

8. Подготовка и заключение договоров с организациями и учреждениями на финансирование льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

9. Осуществление проверки реестров организаций и учреждений на предоставление льгот населению в соответствии с законами. Составление актов сверки.

10. Проведение консультаций по вопросам реализации ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

11. Подготовка информации, составление отчётов по реализации указанных федеральных законов.

12. Осуществление контроля в пределах своих полномочий за соблюдением законодательства в части предоставления льгот ветеранам и инвалидам.

13. Организация работы по предоставлению льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, лицам, пострадавшим от политических репрессий, несовершеннолетним узникам фашизма.

14. Участие в подготовке постановлений, распоряжений администрации района по вопросам социальной защиты ветеранов и инвалидов.

15. Взаимодействие с общественными организациями ветеранов и инвалидов.

В части реализации ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

1. Разработка программ и мероприятий по социальной поддержке населения района.

2. Оказание методической помощи социальным учреждениям.

3. Взаимодействие с муниципальными, общественными и негосударственными организациями по вопросам социального обслуживания населения.

4. Осуществление контроля за соблюдением социальных гарантий, полнотой предоставления льгот и преимуществ пожилым гражданам, соблюдением стандартов качества социального обслуживания.

5. Координация деятельности муниципального центра социального обслуживания Ленинского района города Саранска по вопросам:

оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам;

организации и качества предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;

организации предпринимательской и хозяйственной деятельности;

организации досуга граждан пожилого возраста и инвалидов;

передачи и использования недвижимости;

финансирования, укрепления материальной базы, развития структуры центра.

6. Профилактика бродяжничества и попрошайничества: организация работы по выявлению и оказанию адресной социальной помощи данной категории граждан.

В части стационарного обслуживания населения

1. Рассмотрение вопросов, связанных с направлением граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты общего типа и психоневрологического профиля, в том числе:

оказание содействия нуждающимся гражданам в оформлении необходимых документов;

обследование их семейного и материально-бытового положения;

направление граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты по путёвкам управления социальной защиты населения республики.

2. Ведение учёта лиц, обращающихся в отдел по вопросу направления в дом-интернат.

Показать специфику планирования деятельности.

районной целевой программы "Социальная

поддержка инвалидов на 2001-2005 годы".

Основание для разработки программы: ФЗ "Об инвалидах" от 24.11.1995 г. Предложения заинтересованных отделов.

Исполнители программы: отделы социальной защиты населения, жилищно-коммунальный, культуры, РДК, служба занятости.

Цели и задачи программы: создание условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в получении образования, трудоустройства, пользовании жилыми и общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурных учреждений, поддержка учреждений социальной защиты, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, занимающихся проблемами инвалидов, анализ состояния социального обслуживания инвалидов в районе, уровень решения их проблем, изучение, обобщение и внедрение лучшего опыта работы с инвалидами, улучшение работы с кадрами, занимающихся проблемами инвалидов.

Финансовое обеспечение программы: бюджет района через отделы социальной защиты, культуры, бюджет г. Саранска (финансирование городских мероприятий), фонд социальной поддержки, районный фонд "Акция Милосердие" при отделе социальной защиты, спонсорские средства, средства общественных организаций и личные пожертвования граждан.

целевой комплексной программы "Старшее поколение"

Ленинского района г. Саранска на 2003-2004 годы.

Основание для разработки программы: ФЗ РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 г., ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 20.07.1995 г., предложения заинтересованных отделов.

Заказчик программы: администрация района.

Исполнители программы: отделы социальной защиты населения, жилищно-коммунальный, культуры, РДК.

Цели и задачи программы: обеспечение правовой защиты, улучшение социального положения повышения качества жизни пожилых людей в современных условиях; расширение социокультурных возможностей лиц пожилого возраста; содействие участию пожилых людей в рамках деятельности общественных объединений, учреждений социальной сферы; поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; работа с кадрами, занимающимися проблемами граждан пожилого возраста.

Финансовое обеспечение программы: бюджет района через отделы социальной защиты, культуры, финансовый, районный фонд "Акция Милосердие" спонсорские средства, средства общественных организаций и личные пожертвования граждан.

Знать основные формы отчётности, уметь их осуществлять.

Изучила отчёт об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых их бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также училась заполнять смету расходов на май 2004 г.

Отработка знаний, умений и навыков по гражданскому, трудовому, пенсионному законодательству.

Повторила ФЗ от 15 декабря 2001 г. №173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии со ст.5 этого закона лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий - по старости и по инвалидности, которые состоят из базовой, страховой и накопительной частей, а также по случаю потери кормильца, состоящей из базовой и страховой частей.

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемых ФЗ №166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Отработка навыков расчёта и начисления пенсий на общих, льготных основаниях и социальных пенсий.

Рассмотрела ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

Условия назначения пенсий по общим основаниям. Трудовая пенсия назначается мужчинам с 60 лет, женщинам - с 55 лет. Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Женщины и мужчины имеют право на одинаковую пенсию, но на практике пенсии женщинам намного меньше, так как заработная плата женщин ниже, чем у мужчин.

Пенсия по льготным основаниям назначается согласно ст.27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Досрочная пенсия назначается следующим гражданам:

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитывающим их до достижения ими возраста 8 лет, - по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

инвалидам вследствие военной травмы - мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно;

Инвалидам по зрению, имеющим ограниченные способности к трудовой деятельности III степени - мужчинам по достижении 50 лет и женщинам - 40 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 и 10 лет соответственно и т.д.

При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба здоровью, что установлено в судебном порядке, назначается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ.

Социальная пенсия назначается гражданам народов Севера, достигшим возраста 50-55 лет, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей в размере 100% базовой части трудовой пенсии по старости. Детям умершей одинокой матери - 100% базовой части трудовой пенсии по инвалидности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении районной

целевой программы "Социальная

поддержка инвалидов на

2001-2005 гг. "

На основании постановления Правительства Республики Мордовия №372 от 31.07.2001 г. "О республиканской целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2001-2005 годы" постановляю:

1. Утвердить районную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2001-2005 гг. "

2. Постановление №10 от 15.01.2001 г. "Об утверждении целевой комплексной программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на 2001-2003 годы" считать утратившим силу.

Первый заместитель главы района И.А. Веряскин

Сроки индексации

По старости и 2 гр. инвалидности

1 гр. инвалидности, достигшие 80 лет

3 гр. инвалидности и по случаю потери кормильца

Размер увеличения

При наличии иждивенцев размер базовой части увеличивается с 1 января 2002 г. на 150 рублей на каждого нетрудоспособного члена,

с 01.02.2002 г. на 159 р.75 к.

с 01.08.2002 г. на 174 р.12 к.

с 01.02.2003 г. на 184 р.57 к.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, ее принципы, содержание, цели и правовая основа. Социальная работа с инвалидами отдела социальной защиты населения железнодорожного округа. Проект "Реабилитационное отделение для инвалидов".

    дипломная работа , добавлен 06.11.2011

    Теоретические основы социальной защиты населения. Характеристика социального положения и уровня жизни в России. Исследование социальной защиты населения на примере деятельности отдела социальной защиты населения Центрального района Санкт-Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2011

    Нормативно-правовые основы социальной защиты. Организация работы отдела социальной защиты населения по Таштыпскому району. Пути совершенствования работы с льготными категориями населения. Обоснование эффективности оформления социального паспорта.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Рост числа инвалидов среди трудоспособного населения в Челябинской области. Инвалиды как объект социальной защиты. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты. Содержание деятельности специалиста по социальной работе.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2012

    Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Деятельность отдела по работе с семьей, опеке и попечительству. Взаимодействие центра социальной поддержки с органами власти.

    отчет по практике , добавлен 07.05.2016

    Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты. Экономическая характеристика Муниципального Учреждения "Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район". Льготы и меры социальной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2009

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Органы социальной защиты населения и их роль в политике государства. Анализ и направления деятельности Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе. Проблемы в сфере социальной защиты населения и пути их решения.

Страница 2

Отдел соцзащиты населения, выполняя возложенные на него задачи, взаимодействует с органами исполнительно-распорядительной власти района, поселка и сельских администраций, хозяйственными, религиозными и общественными организациями и средствами массовой информации.

Отдел возглавляет Руководитель Отдел социальной защиты населения и труда, который назначается на должность и освобождается от должности Главой администрации Муниципального Образования по согласованию с Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. Руководитель Отдела социальной защиты населения несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей. Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для использования всеми работниками отдела.

Все структурные подразделения в своей деятельности подчиняются Руководителю отдела социальной защиты населения.

Централизованная бухгалтерия осуществляет ведение финансовой деятельности Отдела социальной защиты населения, в том числе учетно-отчетной документации Отдела социальной защиты населения по реализации программ социальной защиты населения района.

Обязанности, права и ответственность работников бухгалтерии определяются должностными инструкциями, утверждаются руководителем Отдела социальной защиты населения.

Отдел по назначению и выплате государственных пособий:

Специалисты отдела в своей работе руководствуются нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Осуществляют процедуру приема заявлений о назначении государственных пособий гражданам. Ведут оформление личных дел получателей государственных пособий. Ведущий специалист отвечает за своевременное перечисление финансовых средств на реализацию законов предприятиям и организациям, предоставляющим льготы населению по коммунальным услугам, электроэнергии, обеспечению медикаментами, согласно предоставленных списков, выверенных с базой данных. Ведущий специалист ведет отчетность и предоставляет в Министерство социальной защиты населения и труда РМЭ.

Специалисты отдела занимаются выплатой ЕДВ на проезд и услуги связи ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий.

Ведут компенсационные денежные выплаты, гражданам пострадавшим в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Отдел соцзащиты населения для выполнения своих задач и функций имеет право в пределах своей компетентности проводить в установленном порядке проверок правильности предоставления льгот, предусмотренных законодательств РФ и РМЭ, соблюдения трудового законодательства, законодательства об охране труда и иных нормативно-правовых актов и др.

Структура МУ «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район» представлена на рисунке 3.

Рис.3. Структура МУ «Отдел социальной защиты населения и труда МО Новоторъяльский район»

Проведем анализ основных показателей деятельности организации МУ «Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов Новоторъяльского района».

Информация о состоянии различных видов социальной помощи, оказываемой территориальным центром, представлена в табл.6.

Таблица 6.

Информация о состоянии различных видов социальной помощи, оказываемой территориальным центром в 2004-2005гг.

Наименование показателей

Общее кол-во

Отклонение,

Темп изменения,%

Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ЦСО)

Количество центров социального обслуживания

Численность лиц, работающих в ЦСО - всего, из них:

Другие работники

Отделения социального обслуживания на дому.

Количество отделений

Численность социальных работников, фактически работающих в отделениях, из них:

Социальные работники - всего, в т. ч.

Социальные работники по штатному расписанию

Социальные работники по договору или совместительству

Другие работники в отделении

Обслуживающие менее установленной нормы (по договору)

Численность одиноких престарелых граждан всего

Численность лиц, взятых на обслуживание на дому, из них обслужено

Бесплатно

На условиях частичной оплаты

Численность лиц, нуждающихся в обслуживании и ожидающих своей очереди для принятия в отделение

Отделения срочного социального обслуживания

Количество отделений

Численность лиц, работающих в отделениях

Количество центров вещевой помощи

Численность лиц, получивших помощь, кроме мероприятий, связанных с установленными датами (День Победы, День

пожилых, День инвалидов и т.п.) всего

Из них: обеспечено одеждой, обувью и др.

Разовое оказание материальной помощи

Содействие в получении временного жилого помещения

Предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи

Оказание других форм срочной соц. помощи (материальная помощь, выдача талонов на бесплатный проезд по ЧР, акты обследования)

Численность лиц, получивших помощь, за счет средств, направленных из республиканского бюджета на оказание помощи к (Дню Победы, Дню пожилых, Дню инвалидов и т.п.) всего


Другие материалы:

Трансформация семьи и родительских ценностей в современных условиях (на примере малого города)
Актуальность исследования современного состояния института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его традиционные устои. Социальное положение семьи остаётс...

Человек, индивид, личность
Человек представляет собой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Он неотделим от природы. Этапы антропогенеза: 1. Дриопитек – 14-20 млн. лет назад. 2. Рамапитеки...

Жизнь, отданная высокому труду
Щедрый дар мудрого человека – отдавать работе свое сердце присущ не всем. Тем более это важно для руководителя. У нас в городе есть немало людей, которые своим трудолюбием и упорством многого достигли в своей жизни, в том числе и в карьер...

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

Социальная защита, социальная помощь населению - институты, характеризующие гуманное и сознательное гражданское общество. В этой сфере очень велика роль профессионала, оказывающего такую поддержку, - социального работника. С особенностями его труда, а также регламентирующими его работу документами стоит ознакомиться более основательно.

Социальная защита

В общем, соцзащита населения - комплекс мер, направленных на соблюдение прав гражданина, удовлетворение его социальных потребностей. Высокий уровень такой защищенности населения - признак сильного и благополучного государства.

Соцзащита в основном предоставляется в трех ипостасях - социальное обеспечение, социальная помощь и социальное страхование. В РФ ее гарант - Министерство труда и социальной защиты, глава которого на сегодня - М.А. Топилин. Обеспечивают ее оказание государственные российские внебюджетные фонды:

  • обязательного медстрахования;
  • соцстрахования РФ;
  • пенсионной фонд России.

Данные организации действуют на местном, субъектном и общероссийском уровнях.

Виды и меры соцзащиты

Соцзащита населения состоит из ряда мер:

  1. Защита прав детей и контроль за соблюдением этого.
  2. Помощь в преодолении безработицы.
  3. Материальная и моральная поддержка многодетных семей.
  4. Выплата пособий малоимущим семьям.
  5. Определение МРОТа, наименьшего размера стипендий, пособий, пенсий.

Социальная защита разделяется на государственную и негосударственную. К первой относится:

  • бесплатное образование;
  • выплата пенсий;
  • льготы;
  • бесплатное здравоохранение;
  • социальное обслуживание населения, соцуслуги.

Негосударственная соцзащита представлена:

  • благотворительностью;
  • программами добровольного социального страхования;
  • доступными частными программами по охране и восстановлению здоровья и др.

На сегодня в мире действуют две модели государственной социальной поддержки:

  1. Бевериджская (английская). Минимальная соцпомощь каждому гражданину вне зависимости от его социального статуса.
  2. Бисмарковская (немецкая). Гражданин получает поддержку от государства согласно величине социальных взносов, которые он в течении жизни отчисляет казне. Для социально незащищенных категорий действуют иные правила и госпрограммы защиты.


Социальная помощь

Соцпомощь - это либо денежная поддержка, либо натуральная (ее, в частности, оказывает центр социальной помощи) гражданам, находящимся в тяжелом материальном положении. Такие выплаты финансируются либо из госказны, либо из фонда добровольных пожертвований неравнодушных.

Социальная помощь предоставляется как в результате проверки источников дохода нуждающимся, так и без проведения этих мер. Обычно помощь лицам, находящимся в особо тяжелых жизненных условиях, превышает поддержку другим гражданам, живущим более-менее сносно.

Социальная работа с семьей

Одним из самых приоритетных и нужных направлений соцзащиты является работа с семьей. Ключевыми ее задачами являются:

  • поддержка ячеек общества, оказавшихся в сложных условиях;
  • помощь в преодолении ими неразрешимых проблем;
  • предупреждение появления новых трудностей;
  • проведение работы, в результате которой "трудные" семьи учатся своими силами преодолевать подобные сложности на своем пути.

Центр социальной помощи, в основном, работает со следующими типами семей:

  • члены которых находятся на обеспечении государства (инвалиды, пенсионеры);
  • созданными несовершеннолетними родителями (родителем);
  • с большим риском лишения матери или/и отца родительских прав;
  • оказавшихся в нелегкой ситуации: инвалидность родителя, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи, вынужденное переселение, заражение ВИЧ-инфекцией, нахождение родителя в местах лишения свободы, столкнувшимися с безработицей, жестоким отношением, насилием, сиротством, беспризорностью.


Функции социального центра по работе с семьей

Социальная работа с семьей многофункциональна:

  1. Координация работы по социальному сопровождению "трудных" семей.
  2. Подготовка личных дел таких семей.
  3. Социальное инспектирование.
  4. Разработка плана сопровождения семьи с учетом пожеланий последней.
  5. Предоставление адресной поддержки и помощи.
  6. Предупреждение насилия в семье.
  7. Постановка в известность соответствующих служб и органов о факте в подопечных семьях.
  8. Защита интересов семей в суде при возникновении такой потребности.
  9. Предоставление другим заинтересованным в помощи госструктурам информации о подопечных семьях.
  10. Распространение социальной рекламы.


Требования к специалисту по социальной работе

Профессиональный социальный работник может не обладать опытом работы, но обязан иметь среднее или высшее образование социального, юридического или педагогического направления. Требования к профессионалу II и I (наивысшей) квалификации гораздо строже: высшее узкопрофильное образование, стаж работы в предыдущих категориях.

Должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает наличие знаний в следующих сферах:

  • актуальные правовые нормативные документы, касающиеся соцзащиты и помощи, поддержки семьи и социально незащищенных граждан, охраны материнства и детства, государственной политики в отношении этих категорий граждан;
  • эффективные направления повышения качества социальной помощи;
  • основы психологии: ребенка, пенсионера, инвалида, людей, попавших в трудную ситуацию и т.д.;
  • основы Трудового Кодекса, охрану труда;
  • санитарно-гигиенические правила ухода за престарелыми людьми и инвалидами.


Также должностная инструкция специалиста по социальной работе говорит, что в профессиональной его деятельности активно применяются знания по философии, политологии, культурологии, истории, педагогике, социальной медицины. Важно знать этапы развития социального института и его настоящее состояние в РФ и в мире, формы, принципы, методы помощи людям различного возраста и соцстатуса, общий инструментарий, ключевые понятия, методы анализа и мониторинга в социальной работе.

Необходимые человеческие качества профессионала:

  • бескорыстие;
  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • терпимость;
  • социальная интуиция;
  • трудолюбие;
  • стрессоустойчивость;
  • аналитический тип мышления;
  • наблюдательность;
  • работоспособность.

Функции социального работника

Актуальная должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает возложение на работника ниже перечисленных функций:

  1. Формирование базы данных "трудных" семей (социальной карты),нуждающихся в помощи одиноких пенсионеров, инвалидов.
  2. Определение истоков неблагополучия, размера и характера оказываемой помощи, оказания ее самой.
  3. Осуществление опеки неблагополучных ячеек общества, особенно имеющих в своем составе детей с отклонениями в развитии или инвалидов, семей вынужденных переселенцев, участников и жертв военных конфликтов, с родителями-сиротами, а также нетрудоспособных (в том числе и в силу инвалидности), престарелых людей.
  4. Оказание помощи в трудоустройстве подопечных и иных способах преодоления ими материальных трудностей.
  5. Ведение совместной работы с органами внутренних дел для профилактики незаконной деятельности и асоциального образа жизни подопечных.
  6. Проведение анализа проделанной работы, прогнозирование результатов социальной помощи.
  7. Воплощение в жизнь федеральных и региональных соцпрограмм, подготовка своих проектов и предложений.
  8. Участие в методических союзах по повышению качества оказываемой соцпомощи.
  9. Координация деятельности некоммерческих благотворительных объединений, также оказывающим помощь подопечным.
  10. Консультация заинтересованных граждан по предмету своей деятельности.
  11. Документирование проделанной работы.


Права и обязанности специалиста по социальной работе

Права соцработника:

  • предлагать и воплощать в жизнь проекты по улучшению качества предоставляемых соцуслуг;
  • обращаться к руководству за помощью в осуществлении своих функций;
  • требовать для ознакомления документацию и информацию, необходимую для своего труда;
  • повышать степень своей квалификации.

Должностная инструкция специалиста по социальной работе приписывает ему следующие обязанности:

  • ответственность по ТК РФ за ненадлежащее исполнение своих должностных функций:
  • ответственность по ГК РФ и КоАП за правонарушения в процессе работы;
  • ответственность по УК, ГК, ТК РФ за причинение материального вреда.


Социальный работник - ответственная и необходимая специальность в любом развитом обществе. Сама социальная работа и соцзащита имеют массу направлений деятельности, способов их улучшения и актуализации.