Социальные проблемы общества вызванные безработицей среди молодежи. Творческая работа учащихся на тему: Проблема безработицы молодежи и способы её решения. Последствия молодежной безработицы оказывают большую угрозу благополучию государства

Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность - источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.

Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

В марте текущего года молодежь составляла 38,8% от общей численности безработных и 35,2% от численности официально зарегистрированных безработных.

Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн. человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.

Различные выплаты и пособия по безработице - это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.

В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.

В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них - создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.

Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию - максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она, как известно, включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире.

Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:

  • - квотирование и создание (с участием службы занятости) рабочих мест;
  • - организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости;
  • - организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
  • - увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
  • - организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах и общественных организациях.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д.

Незанятость молодежи характеризуется не только ростом количественных показателей, но и качественным несоответствием образования, полученного человеком, сфере дальнейшей деятельности. Чрезвычайно отрицательно на мировосприятии молодого специалиста сказывается необходимость заняться торговлей или другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используются не только интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные средства, но и эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.

Дело в том, что в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального обучения. Для определенной части подростков учеба потеряла всякий интерес, ибо они зарабатывают больше, чем их образованные родители.

Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. КЗоТ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.

Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн.), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.

Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, профессионального начального образования. Недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать программы по реабилитации системы профессионального начального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся.

В катастрофическом положении находится профессиональное обучение подростков в детских домах и других сиротских учреждениях, колониях для несовершеннолетних. Это касается как неблагополучного материального положения, так и содержания обучения и характера профессий.

Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т.д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый мало оплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.

Основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут. На почве не востребованности существует возможность возникновения опасного для общества синдрома по подобию «афганского»: появления «потерянного поколения» периода перехода к рынку. Это может привести к дальнейшему увеличению суицидов, показатели которых и в настоящее время среди молодежи высоки.

Опасность последствий незанятости молодежи и подростков обусловливает необходимость активизации политики содействия занятости этой категории слабо защищенных безработных граждан. Лучшая форма социальной защиты молодежи - профессиональный труд. Нельзя допускать формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи. Овладение трудовыми и профессиональными навыками повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Очное образование, связанное с получением профессиональных навыков, снижая спрос на рабочие места, ослабляет напряженность на рынке труда. Однако создание возможностей получения профессионального образования вовсе не означает, что при этом не нужно учитывать фактор востребованности специалистов, выпускаемых профессиональной школой. Следует заботиться и об их последующем трудоустройстве. Для этого необходимо восстановить связи между профессиональной и трудовой сферами.

Закон о занятости предусматривает санкции в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников профессиональной школы, так как на них затрачены средства в виде целевых финансовых отчислений в фонд занятости в размере среднего заработка данной категории за год. Естественно, что предприятия предпочитают не направлять заявки на молодых специалистов в профессиональные образовательные учреждения.

Действующая в современных условиях система экономически необоснованной подготовки специалистов и их свободного распределения должна быть заменена плановой подготовкой специалистов, которые будут востребованы в общественном производстве в соответствии со своей квалификацией и профессией.

Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что сегодня молодежь остро нуждается в социальной поддержке в области трудоустройства.

В современных условиях очень важно помочь вступающему в жизнь молодому поколению реализовать свои потенциальные возможности через систему профессионального обучения, максимального содействия включения молодежи в трудовую деятельность, организации для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, временной занятости, создания специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса, распространения механизма квотирования рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.

Для сокращения безработицы среди выпускников профессиональной школы необходимо разработать программы для восстановления связей между профессиональной и трудовой сферами, по согласованию планов приема по тем или иным специальностям.

В настоящее время основные действия в целях поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы молодежи должны быть направлены:

  • - на ее консультирование и профессиональную ориентацию с целью определения возможностей эффективной деятельности молодых людей в качестве предпринимателей;
  • - обучение безработной молодежи основам предпринимательства;
  • - организацию консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;
  • - финансовую поддержку на стадии становления собственного дела.

Содействие предпринимательской деятельности молодежи предполагает следующие меры: установление правового статуса молодежного, студенческого предприятия; предоставление льгот по кредитованию и налогообложению, обеспечение средствами производства, помещениями; страхование их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование; обучение основам предпринимательства и содействие в разработке финансовых и учредительных документов; предоставление однократных субсидий на поддержание проектов, направляемых на расширение возможностей самообеспечения; освобождение молодых граждан от уплаты части налоговых сборов.

В целях осуществления практических мер по решению проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах (приказом ФСЗН России от 22.11.94 г. № 150) с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика». Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, в возрасте от 16 до 26 лет на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

В 1998 г. программа «Молодежная практика» утвердилась как эффективная форма работы с безработной молодежью, позволяющая повысить ее конкурентоспособность на рынке труда и создать благоприятные условия для трудоустройства выпускников учебных заведений. Однако сдерживающим фактором расширения программы является отсутствие необходимых финансовых средств.

Важным направлением работы становится создание совместно с органами образования специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, не достигших 16-летнего возраста, оставивших образовательные учреждения.

Углубившийся финансовый, социально-экономический и политический кризис в России оставляет как бы в стороне решение проблем связанных с несовершеннолетними и подростками.

Между тем, актуальность некоторых вопросов назрела настолько, что их не решение сегодня уже завтра грозит социальной деморализацией подрастающего поколения. Обеспечение наиболее эффективного содействия благополучию, моральному и физическому здоровью несовершеннолетних и подростков делает наиболее актуальными следующие задачи, связанные с технологией социальной работы с подростками:

Во-первых, это обеспечение занятости подростков. Положение в сфере подростковой занятости усугубляется тем, что оно не нашло отражение в законодательных и нормативных актах. В то же время практическая отмена “принудительного” среднего образования явилась причиной для роста спроса на рабочие места со стороны молодых людей, находящихся в до трудоспособном возрасте. Однако сложные условия вживания в трудовую жизнь порождает массу проблем, с которыми подросток не в состоянии справиться в одиночку, что приводит иной раз к непредсказуемым последствиям. Особое место в рассматриваемой проблеме занимает готовность подростков к инициативным формам занятости, требующим от них иного отношения к труду, проявления большей самостоятельности в решении вопросов, связанных с трудом. Во-вторых, создание системы ювенальной юстиции, которая должна обеспечивать: справедливость любого правового решения в отношении детей и лиц молодежного возраста; защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями; обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни. Система ювенальной юстиции должна включать в себя кроме специализированных органов профилактики, социального контроля и защиты, специализированных следственных органов, специализированных судов, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних и молодежи, службы трудоустройства, организации, отдыха и т.д.

В-третьих, необходимость создания социальной патронажной службы, задачей которой бы являлась защита и охрана прав семьи и детей. Сегодня в России, несмотря на огромное количество общественных и государственных организаций, курирующих вопросы, связанные с проблемами семьи и детей, нет такой, которая бы непосредственно работала с неблагополучными семьями и детьми, социально-неблагополучными родителями, помогала в решении проблем, связанных с психологическим воспитанием ребенка, давала консультации родителям и т.д.

Одной из характерных особенностей России является то, что сегодня социальных сирот больше, чем после войны и сокращение их числа должно явиться главной целью социальной патронажной службы на федеральном и местном уровнях.

В четвертых, решение проблем бездомных детей и беспризорников. Необходимо начинать профилактику борьбы с беспризорностью, прежде всего в социально-неблагополучных семьях. Часто именно из таких семей дети уходят на улицу и, как показывают социологические исследования, всего лишь 20% таких детей адаптируются к нормальной жизни.

Уклонение от решения проблем “подростковых” ведет к созданию благоприятных условий для новых, “взрослых”, гораздо более сложных проблем.

Вместе с тем, возрастные особенности молодежной группы предполагают высокую активность, мобильность, открытость и готовность к восприятию нового, адаптивности к новым социально-экономическим и политическим условиям, в том числе и к условиям рыка труда. В современных быстроменяющихся условиях именно молодежь становится наиболее мощным фактором формирования общества, значимой силой перемен.

Однако, несмотря на эти достоинства, в сфере занятости молодежь считается одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Причин этому несколько:

  • - необоснованность выбора профессии: без учета интересов, способностей человека, потребностей рынка труда; отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;
  • - неумение предъявить работодателю свои деловые и личностные характеристики, профессиональные знания; отсутствие социальных навыков поведения в ситуации поиска работы и неготовность к адекватному восприятию себя в этой ситуации.

Уровень безработицы в Томске - один из самых низких в регионе.

По данным муниципалитета, сегодня в областном центре безработица держится на уровне 1,4% - это один из самых низких показателей по Сибирскому федеральному округу. Лучше ситуация только в Красноярске, где уровень безработицы составляет 1,1%.

Достичь таких показателей Томску удалось за счет реализации соглашения о социальном партнерстве в 2009 году, подписанного мэрией, профсоюзами и объединениями работодателей нашего города. В первую очередь усилия сторон были направлены на сохранение предприятий и коллективов. Стоит отметить, что в последние месяцы на промышленных предприятиях на 25-30% выросло потребление электроэнергии, что говорит об активизации их работы.

На ряде производств берутся за реализацию инвеспроектов: так, на подшипниковом заводе в рамках частно-государственного партнерства будет проведена серьезная модернизация. НИИ ПП и электроламповый завод намерены запустить производство диодных ламп, в результате чего томская «лампочка» планирует занять по одной позиции - треть, по другой - четверть российского рынка современных энергоэффективных источников света.

Сдержать рост безработицы среди томичей удалось и за счет принятия ряда документов по снижению налоговой и неналоговой нагрузки на бизнес. В частности, введен порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по неналоговым платежам, а также на два года приостановлено действие повышающих коэффициентов при аренде земли за превышение сроков строительства и многое другое

По данным областного департамента труда и занятости населения, за первое полугодие текущего года численность зарегистрированных безработных граждан в области снизилась на 10,2 % и на 1 июля составила 9625 человек. Уровень регистрируемой безработицы уменьшился до 1,8 % от экономически активного населения.

Число работников, находящихся в режимах неполной занятости, сократилось на 463 человека и составила на 1 июля 633 человека в 40 организациях. Статистика увольнений в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата также снизилась. С 1 января по 1 июля уволены 1584 человека, из них трудоустроены 185 человек, в том числе 86 -- в прежней организации.

За шесть месяцев текущего года при содействии органов службы занятости трудоустроены 15094 человека, а профессиональное обучение и переподготовку по востребованным на рынке труда специальностям прошел 1461 безработный гражданин.

За девять месяцев 2011-го в регионе на 30 % сократилось число безработных выпускников. Об этом сообщается на сайта Департамента труда и занятости населения Администрации Томской области.

В этом году количество учащихся, закончивших вузы, которые нуждаются в работе, уменьшилось. Специалисты связывают тенденцию со стабилизацией экономической ситуации. К тому же, спрос на рабочую силу увеличился. В регионе создаются условия и для малого бизнеса. Так, за девять месяцев 2011-го в Департамент труда и занятости населения Администрации Томской области обратились 380 выпускников. Это на 30 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них трудоустроено 300 человек.

Специалисты проводят ярмарки вакансий, интерактивные собеседования, размещают резюме соискателей в Интернете. В рамках Региональной программы дополнительных мероприятий молодых специалистов стажируют по специальности, чтобы они приобрели опыт работы. Стажировку прошли 367 выпускников, из них 181 человек - выпускники вузов. К тому же, молодежь трудоустраивают на инновационные предприятия. Выпускники Национального исследовательского Томского политехнического университета, Национального исследовательского Томского государственного университета, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» стажируются в организациях, которые входят в ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск»». Это ООО «Научно-исследовательская организация Сибур-Томскнефтехим», ООО «Элекард-Мед», ООО «Микран». Во время стажировки работодатели могут их трудоустроить.

Аннотация. В статье раскрывается проблема безработицы в современной России. Анализируются причины и последствия безработицы в молодежной среде.
Ключевые слова : безработица, занятость населения, рынок труда, временная занятость.

Основным вопросом, который ставит перед собой каждый выпускник вуза, является вопрос о трудоустройстве. Это очень важный шаг для каждого молодого человека, т.к. необходимо оправдать вложения и время, которые потрачены на обучение, а также работа должна приносить моральное и материальное удовлетворение. И, пожалуй, главной задачей в этот период является не пополнить ряды безработных. К проблеме безработицы обращались еще такие авторы как, Дж.Кейнс, К.Маркс. По Дж. Кейнсу, спрос на труд определяется не ценой труда, а эффективным спросом на блага. Дж. Кейнс пришел к выводу, что главный фактор, определяющий вынужденную безработицу, - недостаток совокупных расходов в экономике, обуславливающий снижение эффективного спроса на блага. .

По мнению Гаврилина И.С., озвученного в статье «Проблема безработицы среди молодежи», рынок труда молодёжи является чрезмерно насыщенным в силу того, что каждый год школы и университеты выпускают огромное количество молодых людей, нуждающихся в трудоустройстве. Однако работодатели слабо заинтересованы в приёме на работу выпускников из-за их низкой квалификации и отсутствия опыта, даже несмотря на то, что молодёжь наиболее приспособлена к постоянной смене вида деятельности и обладает наибольшим потенциальном профессионального роста. Именно эти моменты, по мнению автора, провоцирует проблему безработицы среди молодёжи. По данным Федеральной службы занятости число безработных в России на лето 2013 г. составляло 5,4 млн. человек, или 7,3% экономически активного населения. Приблизительно четверть из них — молодежь. Такой уровень безработицы может быть охарактеризован как достаточно высокий. Таким образом, выпускникам вузов, колледжей необходимо пополнять свои знания о современной ситуации с безработицей в профилактических целях.

При множестве определений термина «безработица» мы будем придерживаться определения, данного в словаре экономических терминов, где безработица - этосоциально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. В теоретическом плане достаточно объективно проблему безработицы рассмотрел Лыков А.В. в пособии «Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы». В нем автор пишет, что безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

Анализ литературы по теме исследования показал, что причин безработицы среди молодежи достаточно много и они несут как объективный, так и субъективный характер. К объективным причинам традиционно относятся экономический кризис, который обязательно сопровождается ростом общей численности безработных; специфика деятельности промышленных предприятий в основном направленная на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства; отсутствие опыта работы, что делает выпускника неконкурентоспособным среди потенциальных соискателей; подготовка кадров далеко не всегда соответствует объективно существующей потребности в кадрах и наличию рабочих мест.

К субъективным причинам можно отнести завышенные требования к месту работы, немотивированность к профессиональной деятельности, страх перед предстоящими трудностями, низкая квалификация и нежелание повышать ее, направленность на другие виды деятельности и др.

Решение проблемы безработицы среди молодежи является важной частью политики занятости государства. Существующая ситуация в сфере занятости населения требует модернизации стратегии и тактики общей политики занятости. Она должна стать активной не только в отношении самих безработных, но и в отношении рынка труда, не сопровождать негативные процессы, а влиять, предусматривая меры опережающего характера. Другими словами она должна решать наиболее актуальных проблемы, такие как развитие малого предпринимательства на разных уровнях управления; разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов и сел, которые привязаны к одному основному предприятияю; ориентация на оживление производства; становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики.

Таким образом, выпускники вуза должны не только быть ориентированы на будущую профессию, но и знать ситуацию с государственным заказом в настоящее время для повышения квалификации в нужном направлении или получения дополнительной специальности. Со стороны учебного заведения необходимо уделять большое внимание развитию целевой подготовки специалистов, обеспечению социального партнерства между системой образования и службой занятости.

Литература:

  1. Блауг, М. Кейнс, Джон Мейнард: 100 великих экономистов до Кейнса/ М. Блауг: пер. с англ. — СПб.: Экономикус, 2008. —352 с.
  2. Гаврилин, И.С. Проблема безработицы среди молодежи: статья / И.С. Гаврилин. - эл.ресурс. -
  3. Лыков, А.В. Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы / А.В. Лыков. - М.: Лаборатория книги, 2011. - 143с.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». - 3-е изд. - М.: Ось-89, 2003. - С. 3-4.

Прежде всего, государство должно принять все меры по созданию новых рабочих мест для граждан, а также поддерживать социально уязвимые группы населения на рынке труда, необходимо способствовать их трудоустройству, создавать различные программы, клубы людей, которые ищут работу. Подобного рода инициатива предполагает создавать дополнительные рабочие места, на которых могли бы работать неконкурентоспособные группы населения.

Для снижения безработицы среди подростков и выпускников учебных заведений государством предусматривались различные меры по профессиональной ориентации молодежи, сезонной занятости молодежи, в том числе при самих учебных заведениях, развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей. Зачастую молодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенные на нее надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, и нередко и знаний, чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с одной стороны, полученное ими образование не оказалось не востребованным, а с другой стороны -рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми не имеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет, которая чревата серьезными последствиями. Необходимо вводить обязательное полное среднее образование и выплачивать стипендии для школьников из малообеспеченных семей.

Большое значение правительство придавало обучению безработных основам предпринимательской деятельности, их финансовой поддержки при открытии собственного дела.

Развитие малого предпринимательства является одним из способов борьбы с безработицей. Оно может быть перспективным и в России, способствовать созданию новых рабочих мест.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

Улучшить информационное обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости;

создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно - налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Пути преодоления безработицы среди молодёжи

Проблема безработицы молодежи является первоочередной среди экономических и социальных проблем 21 века, поскольку одним из выдающихся факторов экономического и социального развития любой страны является социокультурное и профессиональное становление именно молодежи. В условиях рыночной экономики именно этот сегмент населения чаще сталкивается с проблемами трудоустройства. Особенно ситуация осложняется в периоды нестабильности.

Данные Международной организации труда свидетельствуют, что проблема занятости и трудоустройства молодежи приобрела глобальные масштабы. Несмотря на постепенное восстановление экономики, безработица среди молодых людей продолжает расти. Наша страна не является в этом исключением, а социально-экономические проблемы регионов имеют угрожающий характер и влияют на развитие трудового потенциала государства.

В последние годы постоянно увеличивается уровень безработицы среди молодежи, что связано с экономическим кризисом, высоким налоговым давлением на предпринимателей со стороны государства, общим состоянием рынка труда, где количество рабочих мест постоянно уменьшается, отсутствием госзаказов, активным развитием теневой экономики. Молодежная безработица сложнее и опаснее взрослое своими последствиями. Молодежь – очень уязвима общественная категория. Не сформированы психически, морально и социально, молодые люди хуже приспосабливаются к изменениям экономики, при отсутствии возможности достойно обеспечить жизнь, способны прибегнуть к преступной деятельности или социальных взрывов, например, революций или восстаний. Безработица приводит к экономической и социальной изоляции, углубляет разочарование в обществе и справедливости. Такая потеря веры в жизнь губительна для государства.

Среди причин молодежной безработицы можно выделить следующие:

– нежелание работодателей принимать на работу неопытную и неквалифицированную молодежь;
– отсутствие действенных стимулов для работодателей при трудоустройстве молодежи;
– существенный разрыв между программами обучения в вузах и потребностями предпринимателей;
– низкие официальные зарплаты для молодых работников, которые предлагаются на рабочих вакансиях, и, соответственно, нежелание молодежи их заполнять;
– высокий уровень коррупции при поступлении на «престижные» вакансии, особенно в государственных учреждениях и на крупных предприятиях.

Последствия молодежной безработицы оказывают большую угрозу благополучию государства

Экономическими последствиями является:

– рост расходов на пособие по безработице;
пустая трата средств государственного бюджета на обучение специалистов, которые потом не находят работы;
– рост объема расходов на пособие по безработице;
– снижение уровня ВВП;
– снижение уровня жизни населения данной категории и др.

Для устранения негативных последствий молодежной безработицы и предупреждения его развития в будущем необходимо: создать систему профессиональной ориентации, которая обеспечила возможности максимального развития способностей ребенка и с малых лет адаптировала бы ее к условиям рынка труда, воспитывала бы чувство ответственности за свое будущее и будущее общества в целом (ее можно разделить на 4 стадии, в зависимости от возрастной категории лиц, которые проходят ее проходят: дошкольное, ознакомительную, практическую и адаптационную) наладить тесные связи сотрудничества молодежи и работодателей, в том числе участие последних в планировании учебного процесса студентов; создать дополнительные рабочие места, способствовать организации молодежью собственного бизнеса, реализации собственных креативных проектов (стартапов) и др.

  • Фролова Светлана Александровна , студент
  • Российский Государственный профессионально-педагогический университет
  • Сайфидинов Бурхонидин , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА

В данной статье рассматривается такое понятие, как безработица, ее значение для самоопределения молодого специалиста. В статье представлены основные причины молодежной безработицы и ее связь с экономическими и политическими проблемами нашего государства. Так же представлены актуальные пути решения данной проблемы.

  • Совершенствование условий стимулирования природоохранной деятельности предприятия
  • Эффективность информационных технологий в ведении малого бизнеса

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает некоторый «социальный фон» жизни людей.

Актуальность данной темы заключается в том, что молодые люди - будущее нашей страны, и от стартовых возможностей их деятельности зависит интеллектуальный потенциал страны.

Огромное значение имеет правильно или нет сделан профессиональный выбор молодым человеком вчерашним выпускником школы, так как не всегда сразу и правильно каждый человек может самоопределиться, какой вид деятельности ему интересен.. Современный рынок труда достаточно разнообразен и может представить большое количество разнообразных профессий, не как в советское время, но в то же время люди, а особенно молодежь поставлены в более жесткие рамки, т.к. современная ситуация развития в нашей стране диктует свои условия.

Появляется противоречие: с стороны одной стороны есть профессионально обученные специалисты, желающие найти работу и реализовать свой интеллектуальный потенциал, с другой стороны - невостребованность их работодателями, и, как следствие, возникновение безработицы.

Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу. Это одна из самых важных социальных проблем.

Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.

Поэтому молодежь является маловостребованной групп на рынке труда в силу разных причин.

В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.

Условно можно выделить три группы молодежи:

  1. Молодежь 16-18 лет (учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений). Многие представители данной категории стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.
  2. Молодежь 18-23(24) лет. Это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Данная категория так же не имеет достаточно навыков и профессионального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
  3. Молодежь 24-29 лет. Молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе, что так же делает их конкурентоспособными на рынке труда, по сравнению с более опытными работниками.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Например отмена распределения выпускников учебных заведений, как гарантия занятости по специальности, что ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющим опыт работы, где выпускник должен быть уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей, свою компетентность.
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были педагоги и научные работники, врачи и ученые. Позднее популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.

В настоящее время степень участия молодежи на рынке труда зависит от политики, проводимой в сфере образования, от политики кадров на предприятиях, от степени развитости систем социального обеспечения, экономической конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной безработицы?

Работа - та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин.

Причины появления молодежной безработицы связаны:

  • с ростом общей численности безработных;
  • с банкротством значительной части государственных и частных предприятий;
  • с тем фактором, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства,
  • отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;
  • недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью в старших классах школы;
  • увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий (иностранные граждане) и падение престижа рабочих профессий;
  • слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих специалистов.
  • невостребованность молодых людей на рынке труда связана с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы.

Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.(1)

Сегодня большая часть подростков и молодежи - будущих соискателей на рынке труда - психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ - минуя общественно-значимую деятельность.

Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде) .

Из всего вышесказанного можно предложить следующие пути решения молодежной безработицы:

Для студентов:

  1. Молодежи, вступающей на биржу труда, не следует завышать свои требования и претендовать на престижные профессии, не рассматривая при этом другие, которые могут дать хорошие стартовые возможности.
  2. Начинать работать на 3-4 курсе учебы в ВУЗе, чтобы к моменту выпуска из образовательного учреждения имелся опыт работы. Это так же помогает избавиться от завышенных ожиданий.
  3. Работать официально. Зачастую молодежь официально не имеет опыта работы потому, что работала, не трудоустраиваясь официально.
  4. Четко представлять, что им интересно, и анализировать, что необходимо рынку труда данного региона.
  5. Активная позиция. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.

Для государства:

  1. Необходимо обеспечить больше практики в образовательных учреждениях. Образование слишком сосредоточено на теории. Вузам быстро реагировать на современные требования.
  2. Партнерство вузов и работодателей.
  3. Государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

Для работодателей:

  1. Отправлять новых работников на курсы повышения квалификации, тем самым доводя работника до необходимого для себя уровня.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данная проблема была всегда актуальна, так как связана с реальными проблемами каждого социально активного человека, пытающего встать на путь профессионального самоопределения. Хорошо, если данная тема заинтересует студентов вуза до возникшей проблемы трудоустройства, что поможет ему избежать проблем и выбрать профессию по своим интересам, а в дальнейшем и быть реализованным в ней.

Список литературы

  1. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости молодежи./Социс. № 2.2004 г.
  2. http://soc-work.ru/article/814