Рабочие места и занятость населения. Трудовая занятость. Государственная политика занятости

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

В прошлом году этот показатель составлял 11%. Плохо, однако, то, что это снижение покрывается не только созданием рабочих мест -700 за последние двенадцать месяцев, но и тем, что работающее население продолжает падать, что «априорно» является некогерентным с ростом экономики примерно на 3%. Предполагается, что страна, которая создает рабочие места, поощряет поиск работы, и, следовательно, будет стремиться работающее население.

Ну, наоборот, происходит. Это уникальное явление, которое связано не только с занятостью, но и с демографическими факторами, что в конечном итоге приводит к снижению безработицы, превышающему темпы создания рабочих мест. Или выражено более конкретно, в то время как в прошлом году было создано 700 рабочих мест, безработица, наблюдаемая Обзором активного населения, упала на 400 человек.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991году принять первый в истории России Закон о занятости населения - попытка каким-то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992 году он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо. Во-первых, в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где бы то ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны. Но, тем не менее, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.

Структура занятости и факторы на нее влияющие

Разница объясняется потерей активной популяции, феноменом, который только начался. Фактически, если активное население в последние годы оставалось стабильным, уровень безработицы все равно оставался бы выше 20%. То есть, большее число неактивных людей объясняет, что безработица падает быстрее, чем указывает показатель создания рабочих мест.

И то, что наблюдается, является одним из населения до. Самым серьезным последствием является потеря оккупации. Или по-другому: в будущем будет меньше работы, потому что население уменьшится не только по технологическим причинам. При этом необходимо учитывать, что одна из пенсий связана с количеством участников социального обеспечения.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важных факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных и правовых услуг. Политика занятости должна, по существу, обрести новые направления и приоритеты. Необходимо сохранить и до известных пределов повысить уровень занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы. Речь идет о задаче законодателя по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывая возможности государственных инвестиций.

И то, что произошло с начала кризиса, вызывает серьезную обеспокоенность. То есть, сокращение в стране не менее 5, 5 баллов. В других странах больше занятости на душу населения, чем в Испании, в среднем 71, 1%, что немного превышает семь баллов по сравнению с Испанией.

Государственная политика занятости

Хотя темпы восстановления по-разному различаются по регионам, основная часть болгарской карты показывает одновременное снижение уровня безработицы и роста занятости в первый раз с начала кризиса. Региональный обзор показывает, что. Вызывает беспокойство то, что кроме региона Монтаны вся северо-западная Болгария остается в глубоком кризисе. Рынок труда в таких областях, как Видин, Ловеч, Враца и Силистра, не только восстанавливается, но и уровень занятости среди населения в возрасте 15 лет и старше остается ниже критического минимума 40%.

Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда и т.д. Но и очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы - характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда. В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, как особой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либо по каким-то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.

София является хорошим исключением из Юго-Западной Болгарии, где, несмотря на сравнительно благоприятный последний квартал, на рынке труда в таких областях, как Благоевград и София, по-прежнему возникают трудности с созданием рабочих мест. Тем не менее - когда уровень занятости будет достигнут до кризиса?

Из них мы разделяем только один процентный пункт, который нам понадобится, в зависимости от изменения численности населения, от 40 до 50 тысяч рабочих мест. На региональном уровне все немного по-другому. Все они, однако, являются областями, где занятость обычно ниже, чем в среднем по стране, а в некоторых даже приближается к 40%. Из более крупных регионов страны наиболее близкими к пиковым уровням занятости до кризиса были Бургас и Пловдив. София и Варна еще далеко. В стране есть области, где кризис на рынке труда продолжается с полной силой, например, Ловеч, Кюстендил и Благоевград.

1. Трудовая занятость и ее обеспечение

Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.

Ответ на этот вопрос непросто. Хотя тенденции во многих регионах страны кажутся эластичными и подкреплены хорошими экономическими аргументами, данные о состоянии рынка труда в стране не дают никакой особой надежды на то, что лучшее еще впереди. Серьезными проблемами остаются структурные характеристики безработицы в Болгарии, низкая инвестиционная активность и демографические тенденции.

Более высокая занятость населения трудоспособного возраста также наблюдается в городах Велико Тырново, Разград, Шумен и Кырджали. Несмотря на то, что есть возможности для дальнейшего улучшения рынка труда, способность болгарской экономики к созданию занятости при отсутствии значительного иностранного капитала, по-видимому, ограничена. Для лиц с начальным образованием это соотношение составляет 32, 3%, а среднего и высшего образования - выше - 65, 2% и 81, 7% соответственно.

Занятость - это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.

В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.

Последнему определенно нужна поддержка со стороны правительства. Здесь, однако, речь идет не о создании субсидируемой занятости по болгарской традиции, а об обеспечении оптимальных условий для естественного создания рабочих мест. Увеличение страховой нагрузки и минимальной заработной платы определенно не соответствует потребностям рынка труда.

Новое расширение потребует новых аргументов, в том числе реформы образования, пересмотра анахроничного трудового законодательства и повышения качества программ переподготовки. Занятость населения в возрасте старше 15 лет является несколько инертным показателем, на который все больше влияет ухудшающаяся возрастная структура населения страны. Тем не менее он остается ключевым и гораздо более представительным из общего социально-экономического положения страны.

Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Из приведенного определения видно, что нужно различать, в свою очередь, как минимум два вида (подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Каждый из них имеет свои формы. Так, основными формами второго вида являются: воспитание детей, уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение домашнего хозяйства и другое.

Однако из-за стремительно сокращающегося числа населения страны мы ожидаем, что статистика сообщит о небольшом росте среднегодового уровня занятости в той же возрастной группе до 63, 4%. В то время как тенденции Видина и Плевена были позитивными в последние годы, в трех других областях последствия кризиса четко видны, а занятость остается далекой от докризисного уровня.

Занятость населения: понятие и виды

Ловеч и Монтана являются третьими и четвертыми соответственно в этом отрицательном рейтинге, а второе место для Силистры. За исключением районов Монтана, Враца, Плевен и Ловеч, единственным другим муниципалитетом с уровнем безработицы ниже 10% является Троян.

1.1 Формы трудовой занятости

Формы трудовой занятости в экономическом значении - это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.

Занятость населения и ее регулирование

В последние годы число сотрудников в этой области сократилось, но осталось более 100 000 человек, несмотря на сокращение численности населения этого района. Наиболее позитивная положительная тенденция роста занятости наблюдается в регионе Разград, но из-за низкой базы она остается значительно ниже, чем в среднем по региону, а также по стране. После долгого кризисного периода улучшение наблюдается в двух других районах Северного Центрального региона - Русе и Силистре. Последнее, однако, остается вторым по уровню занятости в стране.

Приведенное определение трудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципе одновременно является и понятием полной трудовой занятости. Полагаем, что основное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда и т. д. Если потребность удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.

Занятость в Тарговиште выросла уже третий год подряд, достигнув 53, 6%, но остается далеко от докризисного уровня и является одной из самых низких в стране. Восстановление рынка труда в Бургаском регионе закончилось, и мы можем спокойно говорить о расширении.

Данные о развитии рынка труда в трех других областях также положительны, когда обгоны Ямбол и Сливен приближаются к докризисному уровню занятости. Хотя это часть региона Сливен, его территориальное расположение между региональными центрами Сливен и Стара Загора и данные о ежедневной трудовой миграции из региона показывают, что его экономика связана с западным регионом Стара Загора. Рынок труда в регионе Стара Загора по-прежнему фрагментирован, в двух муниципалитетах, Казанлыке и Стара Загора уровень безработицы ниже 5%, а в Раднево и Галабово - менее 10%.

Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он и в литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.

С экономической точки зрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость, или непосредственная занятость, то есть использование рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементы представлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы перехода трудовых ресурсов из одного состояния занятости в другое. Привлечение трудовых ресурсов и высвобождение трудовых ресурсов - непрерывные процессы, которые идут одновременно и без которых невозможно понять собственно занятость.

Положительные тенденции в основном наблюдаются в регионе Хасково. Уровень занятости достигает докризисного уровня, а безработица в районном центре и в Димитровграде снижается. В Пазарджикском районе минимальный прирост занятости составил 60, 3%. Хотя мы ожидаем, что среднегодовое число сотрудников в столице зафиксирует новый рекорд, постепенное увеличение численности населения приводит к тому, что капитал еще не достиг своего докризисного уровня занятости.

Занятость в районах Софии и Перника снизилась, и квартальные данные свидетельствуют о том, что в конце года для Перника было улучшено и дальнейшее ухудшение состояния Софии. Это относится к крупным экономическим центрам, таким как районы Варны и Пловдива, а также к более мелким, в которых в предыдущие годы наблюдались устойчивые положительные тенденции, такие как регион Велико-Тырново.

Вот почему, на наш взгляд, если под обеспечением занятости понимать все то, что направлено на ее достижение, то применительно к приведенной структуре занятости в обеспечение можно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также их высвобождение.

Теперь постараемся выделить границы обеспечения занятости в воспроизводственном процессе рабочей силы. Он, как известно, характеризуется единством его фаз - производства, обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение с экономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей силы в совокупности представляют собой формирование рабочей силы. А вот с позиций механизма государственно-правового воздействия на процесс формирования рабочей силы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства (распределение) и отчасти первую (ее третий момент - только производство квалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой рабочей силы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрения государственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовки и распределения.

Конечно, отнесение к категории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятости в процессе использования трудовых ресурсов.

трудовой занятость профессиональный рынок

2. Рынок труда: отечественный и зарубежный опыт

Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.

Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в США и Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России. Начать рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.

Таким образом, главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место. Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.

Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти не предсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.Что касается основных принципов работы российской службы занятости, то они соответствуют международной практике. Как и бюро по трудоустройству в зарубежных странах, российские органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства. Мероприятия, проводимые нашими агентствами по трудоустройству, несомненно, полезны для многих лиц, оставшихся без работы или стремящихся найти новое рабочее место. Вместе с тем, к сложностям, испытываемым службами занятости зарубежных стран, с которыми неизбежно сталкиваются и бюро по трудоустройству в России, прибавляются и такие специфические для нашей страны трудности, как отсутствие надежных информационных систем, включая необходимую технику, программное обеспечение, устойчивые контакты с работодателями и трудящимися. В этих условиях необходимо существенно увеличить сферу трудового посредничества при помощи таких, например, средств, как многофункциональные биржи рабочей силы, имеющие дело с различными профессиональными группами трудящихся от рабочих широких специальностей до работников интеллектуального труда; разнообразные ярмарки вакансий по территориально-отраслевому, социально-профессиональному, производственно-сезонному и другим признакам в зависимости от ситуации на рынке рабочей силы; специализированные биржи, рассчитанные на конкретные категории населения. В настоящее время значительную роль могут сыграть также средства массовой информации пресса, радио, телевидение: нужен выпуск специальных бюллетеней о вакансиях, газет для тех, кто подыскивает себе работу, буклетов, помогающих правильно ответить на тесты, анкеты, заполнение которых обычно сопутствует процедуре трудоустройства, и памяток для тех, кто опасается потерять или уже потерял свое место, содержащих правила поведения на рынке рабочей силы. Программы профессиональной подготовки и переподготовки, как признают многие ученые, - это главное направление активной позиции занятости на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы. Так, доля временно лишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся.

Данные программы разрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы, в первую очередь, на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы. Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для работников их класса в частном секторе. Общая продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложности профессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центры могут быть как государственными, так и частными.

3. Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования

Сейчас всемерно стимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством Франции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. Аналогичные меры действуют и в других странах (Великобритания, Италия, Швеция). «Закон о совместной профессиональной подготовке», принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.Кроме того, государство пытается стимулировать обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут; через снятие налогов на деньги предприятий, идущие на обучение персонала. Аналогичные меры предусмотрены и российским законодательством: безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости. Но претворение этих мер в жизнь затруднено по целому ряду причин. Во-первых, существующая сеть обучения и переобучения кадров ориентирована, главным образом, на массовые профессии в целях смягчения их дефицита, а не на потребности рынка рабочей силы, предполагающего гибкость реагирования на изменения ситуации в области спроса и предложения труда. Кроме того, она традиционно рассчитана на первичную подготовку молодежи и повышение квалификации в пределах специальности, но не на профессиональную переподготовку взрослого населения, оставшегося без работы и заработка. Наконец, у государственной службы занятости еще нет собственной учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения и опытного персонала инструкторов и преподавателей. Осложняют выполнение программ по профессиональной подготовке и переподготовке также недостаток информации о том, какие специальности требуются и в каком количестве; отсутствие просьб от лиц, потерявших работу, о переобучении (все еще ожидающих, когда на них появится спрос на рынке труда, чего, возможно, никогда не случится); финансовые ограничения. Последний фактор следует подчеркнуть: особое внимание должно быть уделено тщательному отбору кандидатов для прохождения профессиональной подготовки и самих обучающих программ.

Опыт зарубежных стран показывает, что только кооперация университетов, технических училищ и промышленных компаний позволяет решить задачу подготовки современных кадров. Она включает открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, совместную разработку учебных курсов, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Установление тесных связей между вузами, техникумами и ПТУ, с одной стороны, и производством, с другой, что ключ к выводу из кризиса всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в нашей стране. Сотрудничество в области разработки и освоения новых технологий на основе контрактов, создание совместных внедренческих фирм, взаимные услуги в обеспечении учебных мастерских современным оборудованием, в организации практики учащихся, в развитии постоянно действующей системы обучения и переобучения персонала все это позволит повысить качество трудовых ресурсов и одновременно облегчить проблему трудоустройства выпускников, уменьшая как молодежную, так и структурную безработицу.

В России на рынке образования(в настоящее время) все заметнее новый игрок -- работодатель. Выпускники вузов сегодня оказались крайне востребованным «товаром», и опрошенные представители компаний единогласно говорят, что активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. При этом нанимать молодых специалистов в последние годы стали не только компании из сферы торговли, услуг, финансов, но и предприятия реального сектора. Последние опять начали привлекать молодых специалистов из профильных технических вузов, выпускники которых еще недавно редко находили себе работу по специальности. Работодатели говорят даже о конкуренции между компаниями, стремящимися взять на работу наиболее способную молодежь. Однако подавляющее большинство компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. Выпускник вуза воспринимается работодателями лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. И такая ситуация ставит перед вузами новые задачи. Собственно, полученные в вузе знания рассматриваются компаниями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста; все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться.

«Проще научить, чем переучивать»

Ни одна компания не ждет, что только что закончивший вуз молодой специалист сможет сразу включиться в работу. По мнению работодателей, для того чтобы выпускник вуза превратился в полноценного сотрудника, требуется несколько лет, и это нормально. Более того, во многих компаниях дополнительное обучение и адаптация вчерашнего выпускника расценивается не как досадная необходимость, а как дополнительная возможность сформировать его в соответствии с собственными требованиями -- привить молодым специалистам элементы корпоративной культуры, обучить их специфике работы. Опытному сотруднику сложнее подстроить себя под стандарты компании, такой человек приходит со своим опытом, со своими предубеждениями. А молодой специалист -- как чистый лист: он строится под компанию, он быстро понимает правила игры, быстрее вживается в компанию, хотя при этом у него, конечно, меньше специальных знаний. В целом работодатели сегодня удовлетворены тем объемом базовых знаний, которые вчерашние выпускники получают в вузах. Более того, считается, что теория в ведущих российских вузах дается лучше, чем в иностранных. Гораздо меньше работодатели довольны специальными знаниями выпускников, которые, по мнению респондентов, зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Многие компании, особенно в промышленности, жалуются на низкий уровень специальной подготовки в вузах. Респонденты отмечают снижение качества технического образования, недостаток практических знаний у выпускников, а также узкий профессиональный кругозор молодых специалистов.

По словам представителей промышленных компаний, сейчас в отличие от советских времен первыми осваивают новейшие технологии производства не профильные вузы, а предприятия, работающие в условиях рынка. «Раньше молодой специалист приходил и говорил: "Вот у нас в этой области такие-то достижения есть. А почему у вас на заводе это не внедрено?". А сейчас мы им говорим: "Чему вас учили? Это раньше у нас так было, теперь по-другому". Порой нам не о чем с ними говорить, они не могут принести ничего нового». Помимо общих и специальных знаний работодатели сегодня ожидают от молодых специалистов еще и определенных профессиональных навыков -- умения пользоваться компьютером, знания иностранных языков, способности работать в коллективе и эффективно представлять себя и результаты своего труда. Главная претензия работодателей к вузам -- оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Проявляться это может по-разному -- как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к нормам поведения в бизнес - среде. Выходом из такой ситуации большинство работодателей считают, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, пополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства: зачастую сами преподаватели плохо знакомы с положением дел в той отрасли, специалистов для которой они готовят. Пожалуй, у работодателей складывается убеждение, что необходима модификация российского высшего образования. Наши вузы, традиционно ориентирующиеся на знания и в этом качестве способные добиваться значительных результатов, необходимо нацелить еще и на повышение конкурентоспособности выпускника в рыночной среде. Большинство крупных компаний понимают актуальность данного вопроса и уже взаимодействуют с вузами в деле подготовки молодых специалистов. Наиболее массовой моделью взаимодействия является целевая подготовка специалистов, которая финансируется самим будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают программы, нацеленные непременно на удовлетворение потребностей конкретного предприятия. Следует так же сказать и о программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-н годы ХХ века), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными. Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях. Вместе с тем нельзя не согласиться, что главной отрицательной чертой государственных программ общественных работ является то, что 90 процентов всех затрат на них в период спада дает отдачу через 2,5 года и более после прохождения низшей точки кризиса. Для преодоления этого недостатка в США, например, требуют, чтобы общественные работы начинались не позднее, чем через 90 дней после утверждения планов. Кроме того, предпочтение отдается небольшим проектам, поскольку на их выполнение идет меньше времени, что облегчает свертывание программы при улучшении экономической конъюнктуры. Наконец, к недостаткам существующих общественных работ следует отнести также то, что они практически не создают условий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих в них работников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости. Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может быть достаточно эффективным, поскольку превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращая безработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсы для охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, снизить социальное напряжение и удержать работников от ухода с рынка труда.

В России мелкое производство в разнообразных формах имеет большие перспективы. Известно, что только 3-5 процентов людей имеет склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет, гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита. Приоритетным направлением активной позиции занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей, ибо они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Уровень материального обеспечения молодежи, охваченной программами профессиональной подготовки и занятости, различается по странам, но везде определяется, исходя из следующих принципов: выплаты должны быть адекватны разумному уровню жизни; они должны привлекать людей к программе, но не быть столь высоки, чтобы не было необходимости искать другую работу; выплаты должны формировать правильное представление о потенциале трудящихся, чтобы они не хотели слишком многого в будущем. Высокий уровень безработицы среди молодых людей 16-24 лет может быть вызван не только их слабой подготовкой или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы с перспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит более серьезные проблемы, а трудоустройство решается намного сложнее из-за слабой адаптации пожилых людей к растущим требованиям современного производства. Государство старается стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям, как это делается, например, в ФРГ для привлечения трудящихся старше 50 лет. В тщательном внимании на рынке труда нуждаются инвалиды и хронические больные, для которых могут открываться особые мастерские, как в Швеции, или квотироваться рабочие места, как во Франции.

В России риск безработицы наиболее высок для молодых людей и лиц, испытывающих потребность в социальной реабилитации. Ясно, что в сложившихся условиях, когда закрытие нерентабельных производств и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнение нахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей на равных конкурировать на рынке труда. Все это не оставляет сомнений в том, что специальные программы по поддержанию занятости в нашей стране просто необходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых говорилось ранее. Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры, которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимы и по отношению к отдельным группам безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Большое внимание уделяется молодежи, для улучшения положения на рынке труда которой предусматриваются самые разнообразные мероприятия: компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных ученических рабочих мест; открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников учебных заведений; широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности) для нахождения работы; организация временной занятости молодых людей; реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела; совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

Заключение

Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.

В условиях развивающейся экономики России особенно важным представляется опыт активной позиции занятости зарубежных стран на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опыта может представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.

Важная роль в проведении активной позиции занятости на рынке труда принадлежит службе занятости, роль которой в настоящее время качественно изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда. Она должна выполнять многопрофильные функции. Ее деятельность должна базироваться на осуществлении превентивных мер с тем, чтобы влиять на процессы, происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.

На данный момент в России сохраняется тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы при резком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда. Исходя из этого, представляется необходимым оценить современное состояние системы вакантных рабочих мест и текущего движения рабочей силы, проанализировать на их основе изменение отраслевой потребности в работниках, а также установить зависимость между этим изменением и динамикой основных показателей социально-экономического развития страны и на основе выясненных закономерностей определить, как будет меняться спрос на рабочую силу по отраслям на перспективу. Сделать это можно, используя данные сводной отчетности по труду Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости России, а также центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.В условиях перехода к рыночной экономике Россия поставлена перед необходимостью разработать собственную политику профессионального образования, соответствующую ее особым условиям и новым принципам хозяйствования. Главной целью политики в области труда является повышение его эффективности на основе качественного совершенствования всех организационно-экономических параметров трудовой деятельности для обеспечения роста благосостояния населения. Однако, проведение многомасштабной государственной политики в этом смысле наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому объективно неизбежен для достижения поставленной цели выбор приоритетных, преимущественно не инвестиционных направлений реформирования в сфере труда. К ним в первую очередь относится реформирование системы оплаты труда и развитие социального партнерства как инструмента формирования нового механизма трудовых отношений в России. Развитие социального партнерства происходит неравномерно и не лишено недостатков. В целом, необходим углубленный экспертный анализ бедности в стране, включающий социологические исследования и учитывающий показатели абсолютной, относительной и субъективной бедности. При анализе причин бедности следует учитывать как социально-демографические факторы, так и экономические факторы. Такой анализ дает возможность установить целевые показатели сокращения уровня бедности, специфические для каждой конкретной страны. Политика сокращение уровня бедности должна разрабатываться с учетом страновых особенностей, в частности демографического положения, страновых традиций в организации семьи и домохозяйств, с учетом общего уровня развития страны. Эффективная политика сокращения бедности требует программно-целевых подходов. Это касается не только прямого расходования общественных (бюджетных) средств на помощь малоимущим, пенсионное обеспечение, страхование по безработице, медицинское обслуживание, образование, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Не меньший вклад в сокращение бедности могут внести программы по стимулированию занятости, повышения уровня оплаты труда, в том числе, и в рыночном секторе экономики. Поддержка малого и среднего бизнеса, включающая снижение административных барьеров при открытии новых предприятий, предотвращение коррупции, установление разумных уровней и форм налогообложения малого и среднего бизнеса, забота о благоприятном инвестиционном климате, является одним из важных инструментов снижения уровня бедности. Активная позиция занятости, включающая содействие созданию новых рабочих мест, обучение и переподготовку безработных, организацию общественных работ играет особенно существенную роль в странах с переходной экономикой.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г.

2. Абрамова О.В., Гаврилина А.К. Правовое регулирование трудоустройства // М., 1997 г.

3. Гаврилина А. К. Права и обязанности безработного гражданина // Трудовое право. 1998. № 3.

4. Катульский Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд. 1998. № 1.

5. Лушникова М. В. Признание гражданина безработным по закону Российской Федерации «О занятости населения в РФ» (Проблемы применения) // Российский экономический журнал. 1996. № 1.

6. Чураков В. Стартовые условия формирования рынка труда в России // Человек и труд. 1993. №4. С.38.

7. Злупко С.Н. Теоретико-управленческие аспекты занятости в развитом социалистическом обществе. - Киев: Наукова думка, 1985. С.13-14.

8. Управление трудовыми ресурсами / под общ. ред. Л.А.Костина. - М.: Экономика, 1987. С.28, 31.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт. Понятие трудовой занятости ее обеспечение.Трудовая занятость – занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленная на получение заработка.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2009

    Сравнительная характеристика зарубежного и российского рынка труда. Уровень квалификации трудовых ресурсов. Роль профсоюзов на рынке труда: улучшение условий труда и обеспечение его безопасности, повышение заработной платы. Понятие занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Комплексообразующие и районообразующие функции производства; отраслевая структура основных промышленно-территориальных комплексов в РФ. Развитие трудовых ресурсов; государственная политика содействия занятости населения; прогнозная оценка рынка труда.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2011

    Понятие и общая характеристика рынка труда, направления и закономерности его развития, содержание и основные задачи статистики, ее приемы и инструменты. Сущность трудовых ресурсов, занятости и безработицы. Классификация населения по статусу в занятости.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2013

    Методология трудовых ресурсов и рынок труда, содержание, формы и принципы их организации. Особенности управления занятостью населения в Российской Федерации. Диагностика показателей занятости и рынка. Проблемы занятости населения и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

    Сущность и структура рынка труда, его виды и функции. Состав трудовых ресурсов. Законодательные основы развития рынка труда в Казахстане. Методы государственного регулирования занятости населения. Реализация стратегии борьбы с бедностью и безработицей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2013

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Изучение сущности рынка труда и основных функций службы занятости. Государственное регулирование рынка труда. Динамика и движение рабочей силы в сельском хозяйстве, уровень занятости трудовых ресурсов, безработица, динамика регистрации их на бирже труда.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2012

    Структура, содержание и характер труда, его основные особенности. Сущность его двойственного характера. Функции, выполняемые человеком в процессе труда. Понятия трудовой деятельности, человека-работника. Система и типы занятости, современный рынок труда.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Характеристика российской экономики и показателей социально-экономического развития государства. Оценка трудовых ресурсов предприятия. Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы. Анализ занятости населения и определение видов безработицы.

1. Занятость населения и ее регулирование

2. Занятость населения: понятие и виды

3. Структура занятости и факторы на нее влияющие

4. Государственная политика занятости

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на рынке труда

6. Государственные программы содействия занятости населения

7. Служба занятости населения: структура и направления деятельности

Занятость населения: понятие и виды

Занятость важнейшая характеристика экономики, благо-состояния народа; уровень занятости - важный макроэконо-мический показатель . Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступа-ет частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория занятость - это совокуп-ность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, сте-пень удовлетворения общественных потребностей в работ-никах и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций заня-тость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Занятость населения - важнейший параметр функционирования рынка труда. В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - этодеятельность граждан, связанная с удов-летворением личных и общественных потребностей, не противоре-чащая действующему законодательству и приносящая, как прави-ло, заработок (трудовой доход). Многие авторы, в большей или меньшей степени соглашаясь с данным определением, отмечают, что оно отражает правовое и лишь отчасти социально-экономическое содержание термина.

Также необходимо отметить, что представленное определение занятости во многом совпадает с наиболее распространенной трактовкой категории труд, которая представлена в отечественной научной и учебной литературе. Однако это два разных понятия, хотя и взаимосвязанных. В этой связи А.Э. Котляр отмечает, что занятость в отличие от труда не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте.

До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Так, чтобы считать человека занятым, ему достаточно иметь какое-то рабочее место - быть членом какого-то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или же отдыхает.

Занятость создает необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей. Занятыми согласно российскому законодательству (ст. 2 закона «О занятости населения в Российской Федерации») считаются граждане, относящиеся к одной из следующих групп:

С 2000 г. наметилась четкая тенденция к росту подготовки кадров в учебных заведениях и на предприятиях ряда отрас-лей. Причем структура обучающихся меняется в сторону уве-личения подготовки специалистов в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти профес-сии пользуются повышенным спросом на рынке труда.

Об эффективности занятости можно судить по показате-лю - норма безработицы. В современной западной экономи-ческой литературе популярна точка зрения, что полная и эф-фективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безра-ботицы - это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте про-изводительности труда. На практике норма безработицы ис-числяется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы.

Неполная занятость - это, прежде всего, занятость на режимах неполного рабочего времени. Неполная занятость наблюдает-ся, если работники не имеют возможности (либо не хотят) тру-диться столько времени, сколько они хотят или вынуждены трудиться на таких рабочих местах, где эффективность их труда ниже потенциально возможной.

Она может быть вызвана следующими причинами:

Сокращением объемов производства, реконс-трукцией предприятия, когда персонал или его часть переводится на неполный рабочий день, неделю, месяц или отправляется в коллективный отпуск без сохранения или с частичным сохране-нием заработной платы;

Необходимостью повышения квалификации, учебой, состоянием здоровья, сочетанием работы с выполнением других обязанностей, воспитани-ем детей, другими потребностями.

Необходимо отметить, что в международной практике лица, работающие неполный рабочий день по собственной инициативе, не включаются в состав неполностью занятых.

Представление о неполной занятости дают прежде всего показатели, характеризующие фактическую продолжительность рабочего дня (недели, года), а также потери времени в связи с сокращением продолжительности рабочего времени по инициативе администрации.

Вторичная занятость охватывает лиц, имеющих вторую ра-боту, и связана с распространением неполной занятости, задержками выплаты зарплаты и небольшой основной зарплатой.

Новой формой занятости в России является самозанятость . Она предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и созда-ние рабочих мест отдельными гражданами за счет их собствен-ных средств в целях получения постоянного или временного до-хода. В данном случае процесс перехода от положения незаня-тости к положению занятости осуществляется без прямого учас-тия государственных и общественных организаций, но не исклю-чает поддержки.

С категорией самозанятости связано явление, которое по-лучило название неформальной занятости , - незаре-гистрированная в соответствии с законодательством экономи-ческая деятельность, осуществляемая индивидуально или на мик-ропредприятиях, занятые которой не платят налоги. Подобная де-ятельность существовала в России и раньше (портные, няни, репетиторы). Однако в настоящее время неформальный сектор стал фактически самостоятельным се-гментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состоя-ние занятости и социально-экономическую ситуацию в целом.

При классификации занятости принято выделять нестандартные формы занятости , к которым относится занятость в режиме (на условиях) неполного рабочего времени, временная, сезонная и дистанционная занятость.

Занятость в режиме (на условиях) неполного рабочего времени - это трудовая деятельность в течение времени меньше нормативно установленного, оплачиваемая пропорционально отработанному времени или количеству выработанной продукции. В практике большинства стран к занятым неполное рабочее время относятся только лица наемного труда, имеющие регулярную, постоянную занятость.

Временная занятость - занятость в пределах зара-нее оговоренных или определенных сроков (либо ограниченная объемом работы). Временная занятость чаще всего связана с выполнением определенного объема работ, на условиях полного или неполного рабочего времени в течение небольшого периода времени.

Сезонная занятость - это занятость (прежде всего связанная с цикличностью переработки сельскохозяйственного сырья) на условиях полного или неполного рабочего времени в течение нескольких месяцев.

Дистанционная занятость - это в определенной степени современный аналог надомной работы, т. е. работа не связанная с конкретным рабочим местом на предприятии, но предполагающая выполнение определенного задания, данного работодателем. К дистанционной занятости не относится деятельность связанная с выполнением функций, предполагающих различного рода перемещения и отсутствие в силу этого работника на конкретном рабочем месте (курьер, экспедитор и др.).

Численность занятых в экономике стран «группы восьми» показана в табл. 1.

Таблица 1

Численность занятых в экономике, тыс. чел. 1

Страна
Великобритания
Германия
Италия
Канада
Россия
США
Франция
Япония

Количественно занятость также может характеризоваться уровнем занятости, который может рассчитываться различными способами:

1) доля занятых в общей численности населения;

2) доля занятых в экономически активном населении (т. е. в общей численности занятых и безработных).

В международной практике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т. е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения.