Особенности государственного финансирования предпринимательских организаций. Государственное финансирование и кредитование предпринимательства. Партнерские связи в предпринимательстве

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этой деятельности.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости oт источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое .

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций . Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе .П орядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности . Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт . Его особенности заключаются в следующем:

· отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

· предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.31. имущественная основа предпринимательской деятельности

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом . Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ". Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации.

Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности - муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц-несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника.

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения . Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 Финансирование предпринимательской деятельности

1.1 Финансирование: понятие и отличительные черты

1.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности, и их классификация

2 Внешнее и внутреннее финансирование, источники, значение

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства.

Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России организацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее совершенствование системы безопасности в целом.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.

Финансирование предпринимательства очень важный вопрос в предпринимательской деятельности вообще. Предметом данной работы является финансировании предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что на данном этапе развития страны вопрос о финансировании предпринимательской деятельности еще не достаточно разработан.

1 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Финансирование: понятие и отличительные черты

Финансирование является одним из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование, очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга. Кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства.

Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности.

Так же необходимо сказать и о том, что важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности у субъекта, который предоставил денежные средства, не возникает. К тому же финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти понятия. И еще одной основной отличительной чертой инвестирования является получение прибыли, тогда как финансирование такой цели не преследует.

Итак, подводя небольшой итог вышесказанному, нужно отметить, что финансирование отличается от инвестирования, а так же и от кредитования. Но кредитование можно рассматривать как часть финансовых правоотношений, тогда как инвестирование нельзя смешивать с финансированием никоим образом.

1.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности , и их классификация

Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Также можно часть большинство кредитных организаций, предоставляющих средства для финансирования предпринимательской деятельности, ставят одним из условий при выдаче кредитов инвестировать в дело часть собственных средств предпринимателя.

финансирование предпринимательский деятельность

2 ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, ИСТОЧНИКИ, ЗНАЧЕНИЕ

Финансирование инвестиционного проекта должно обеспечивать такую динамику инвестиций, которая позволяла бы осуществлять проект в намеченные сроки на всех этапах его жизненного цикла с учетом финансовых ограничений, а также обеспечивать снижение затрат и риска за счет оптимизации денежных потоков и использования налоговых

Финансирование инвестиционного проекта разбивается на ряд этапов: прединвестиционное, инвестиционное, эксплуатационное, которые являются этапами жизненного цикла инвестиционного проекта.

На предварительном этапе проводится финансирование затрат на проведение маркетинговых исследовании, технико-экономическое обоснование проекта, анализе го жизнестойкости, а также принимается решение о целесообразности финансирования.

На инвестиционном этапе разрабатывается план реализации проекта, общая сумма и источники финансирования, план движения денежных потоков на всех стадиях реализации проекта и организации контроля.

На эксплуатационном этапе финансируется оборотный капитал (приобретение сырья и материалов), внутрифирменные расходы на производство и реализацию продукции, расчеты с поставщиками, кредиторами.

Важным моментом на всех стадиях осуществления инвестиционного проекта является выбор методов финансирования и оптимизации их структуры.

Под методами финансирования инвестиционных проектов понимаются принципиальные подходы к финансированию отдельных инвестиционных проектов, которые используются хозяйствующими субъектами при разработке политики формирования инвестиционных ресурсов.

Различают два типа финансирования инвестиционных проектов: внутренний и внешний. При внутреннем типе финансирования в качестве источников используются: продажа активов, нераспределенная прибыль, сокращение оборотного капитала, дебиторская эффективность, кредиты у поставщиков. Внешний тип финансирования предполагает следующие источники: получение займов, выпуск обычных или привилегированных акций.

Займы как метод финансирования связаны с использованием различных ссудных инструментов, приносящих проценты. Различают следующие виды займов: облигационный, гарантийный, опционный, целевой, рентный, субординационный и др.

При финансировании крупных проектов, связанных с большими капитальными затратами, выпуск акций может совмещаться с выпуском долговых обязательств.

Любой метод финансирования инвестиционные проектов имеет свои преимущества и недостатки. Основными принципами их отбора являются: доступность денежных средств, гарантированность поступлений и величина процентной ставки. Для окончательного принятия решения о выборе схемы финансирования требуется всесторонняя оценка последствий инвестирования с учетом степени риска. Оценка внешних источников финансирования включает учет времени возможного пользования ими, связанных с ними издержек, а также степени утраты контроля над фирмой.

В практике финансового менеджмента обычно используются пять методов финансирования инвестиционных проектов: полное самофинансирование, акционирование, кредитное финансирование, финансовый лизинг, смешанное (долевое) финансирование.

В широком понимании к методам финансирования инвестиционных проектов относят:

Бюджетное финансирование;

Долговое финансирование;

Акционирование;

Самофинансирование;

Ипотеку;

Форфейтинг;

Привлечение иностранных инвестиций;

Проектное финансирование.

Дадим им краткую характеристику.

Бюджетное инвестирование характеризуется целевым характером использования бюджетных ресурсов. Источниками бюджетного инвестирования являются средства федерального бюджета, бюджетные средства субъектов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства выделяются на частичное финансирование инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, причем данный порядок распространяется на всех инвесторов независимо от форм собственности.

Правом на участие в конкурсе и оказание государственной поддержки пользуются проекты, удовлетворяющие следующим критериям:

Идея инвестиционного проекта должна быть связана с «точкой роста» экономики;

Инвестор обязан вложить не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, амортизация, прибыль) в реализацию проекта;

Срок окупаемости проекта, а также срок сдачи объекта «под ключ» не должен превышать двух лет;

Коэффициент абсолютной ликвидации устанавливается не менее 0, 33;

В составе инвестиционного проекта должны быть бизнес-план и заключение государственной экологической экспертизы.

Распространенным методом финансирования инвестиционных проектов является долговое финансирование. Его основными источниками являются:

Долгосрочные кредиты коммерческих банков;

Правительственные субсидии;

Ипотечные ссуды;

Частное размещение долговых обязательств;

Акционирование.

Долгосрочные кредиты предоставляются обычно коммерческими банками в виде банковских ссуд. Для их получения в банк предоставляются следующие документы:

Бухгалтерский баланс за последнюю отчетную дату;

Отчет о прибылях и убытках;

Технико-экономическое обоснование проекта.

При положительном решении вопроса о кредитовании между заемщиком и кредитором заключается кредитный договор, в котором определены порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов.

Действующим законодательством РФ установлен ряд правил, посвященных кредитному договору:

Кредитные договоры должны быть заключены только в письменной форме, несоблюдение этого правила влечет недействительность договора, его ничтожность;

Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок;

При нарушении заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщикам по договору;

Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное предусмотрено законом.

Крупные кредиты обычно выдаются по частям в сроки, предусмотренные договором. Такой способ кредитования носит название кредитной линии.

От заемщиков банка требуют выплаты ссудных процентов и комиссионное вознаграждение за предоставление кредита, которое определяется в кредитном договоре как процент от суммы кредита.

Долгосрочные кредиты могут выдаваться не только коммерческими, но и сберегательными банками.

Финансовые процентные ставки являются фиксированными. Скользящие процентные ставки изменяются в зависимости от длительности срока кредитования.

При кредитовании инвестиционных проектов коммерческими банками выдвигается ряд условий:

Первоочередному финансированию подлежит экспорто-ориентированные проекты;

Рентабельность проекта должна превышать 15%;

Проект должен иметь финансовую окупаемость;

Собственные инвестиции заемщика в проект должны быть более 30% от всеобщей стоимости и др.

Осуществляя кредитование крупномасштабных проектов, коммерческие банки приоритет отдают обычно проектам, предусматривающим техническое перевооружение и модернизацию уже действующих производств без дополнительного капитального строительства в больших объемах. Поэтому они практически не предоставляют кредиты, связанные с финансированием внедрения принципиально новых технологических разработок.

Одним из источников долгового финансирования инвестиционных проектов являются правительственные субсидии. Предоставление федеральной субсидии для разработки и внедрения инновационной идеи весьма редкое явление. Тем не менее, в России созданы федеральные агентства, задачей которых является, оценка и отбор предложений о намечаемых исследованиях для финансирования. Агентства разрабатывают темы и публикуют объявления о своей заинтересованности в определенных исследованиях и разработках. Предприятия направляют в агентства свои предложения, которые затем оцениваются и при положительном решении предоставляются субсидии.

Важнейшим источником долгового финансирования является ссуда под залог недвижимости (ипотека).

При финансировании инвестиционных проектов используются следующие виды ссуд:

Стандартная ипотечная ссуда, которая характеризуется погашением долга и выплатой процентов равными долями;

Ссуда сростом платежей, предполагающая увеличение взносов с фиксированным постоянным темпом на начальном этапе и дальнейшую выплату постоянными суммами;

Ипотека с изменяющейся суммой выплат, когда в льготный период выплачиваются только проценты и основная сумма долга не увеличивается;

Ипотека с залоговым счетом, в основе которой лежит открытие специального счета, а должник вносит на последний определенную сумму для подстраховки выплат взносов на начальном этапе осуществления проекта;

Заем со сниженной ставкой, когда залоговый счет открывает сам продавец поставляемого оборудования.

Одним из источников финансирования инвестиционных проектов является частное размещение долговых обязательств, которое может осуществляться в таких формах, как:

Долговые обязательства с варрантами;

Субординарные конвертируемые облигации.

Долговые обязательства с варрантами представляют собой обязательства возвратить кредитору определенную денежную сумму через оговоренный заранее срок с согласованной премией.

Варранты в данном случае представляют собой приложение к ценной бумаге в виде проектного договора, предоставляющего владельцу ценной бумаги права и льготы - покупку акций предприятия по фиксированной цене в пределах установленного договором срока.

Субординарные конвертируемые облигации - это особый тип долговых обязательств. Они погашаются раньше всех обязательств по акциям, но позже других видов долгов: по банковским кредитам, налогам. Поэтому держатели обычных акций имеют право на получение средств только после выполнения обязательств перед владельцами субординарных конвертируемых облигаций.

Акционирование как метод финансирования инвестиционных проектов используется обычно на начальном этапе их освоения. С этой целью объявляется открытая подписка на акции создаваемого предприятия для юридических и физических лиц. Акционерный капитал предприятия формируется за счет эмиссии и продажи акций на рынке ценных бумаг. Выпущенные акции могут быть привилегированными и обыкновенными.

В качестве покупателей акций могут выступать:

Заказчики, заинтересованные в продукции, которая будет выпускаться после завершения проекта и ввода в эксплуатацию производственных мощностей;

Внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости вложенных ими средств, получении налоговых льгот и т. д.

Преимуществом акционирования является то, что основной объем финансовых и иных ресурсов в виде оборудования, технологии, права на использование национальных природных ресурсов и др. поступает в начале осуществления проекта. Благодаря этому накопленные денежные суммы позволяют перенести погашение исковой задолженности на более поздние сроки, т. е. когда проект начнет генерировать доходы.

В рыночных условиях самофинансирование представляет наиболее надежный способ осуществления инвестиционных проектов. В соответствии с действующим законодательством РФ инвестиционная деятельность может финансироваться субъектами за счет формирования собственных инвестиционных фондов. Источниками инвестиционных фондов служат финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы: прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и другие средства.

Обретя финансовую самостоятельность и независимость, предприятия могут сами решать вопрос о распределении чистой прибыли, оставшейся после выплаты налогов в бюджет и выполнения других долговых обязательств. Никто, в том числе и государство, не вправе вмешиваться в процесс распределения и использования чистой прибыли.

Полученная чистая прибыль предприятия может направляться на финансирование работ, связанных с реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией производственных мощностей, проведением научных исследований, улучшением качества продукции и др.

Из чистой прибыли покрываются расходы на социальные нужды предприятия: премии, надбавки к пенсиям, выплаты дивидендов по акциям, материальная помощь нуждающимся, оплата жилья и т. д.

В рыночных условиях поддержание высокой конкурентоспособности предприятия является его стратегической целью. Поэтому прибыль должна способствовать ее реализации. Отсюда приоритет при распределении прибыли должен отдаваться развитию производства, что в перспективе будет способствовать решению социальных проблем предприятия.

Помимо прибыли важнейшим источником самофинансирования на предприятии выступают амортизационные отчисления. Основные средства в процессе их эксплуатации постепенно изнашиваются физически и устаревают морально, т. е. утрачивают свои первоначальные параметры. Стоимость их износа погашается посредством начисления амортизации, которая включается в издержки производства, и после реализации продукции поступает предприятию в денежной форме. Однако основные производственные фонды не требуют возмещения их натуральной формы после каждого производственного цикла. В результате на предприятии образуются свободные денежные средства, которые могут накапливаться или использоваться на расширение производства и его модернизацию.

Амортизационные отчисления производятся по определенным нормам, которые получили название нормы амортизации. Помимо прибыли и амортизационных отчислений предприятия для самофинансирования могут использовать продажу части своих активов, привлекать других инвесторов на основе долевого участия и т. д.

Использование собственного капитала для финансирования инвестиционных проектов, имеет ряд преимуществ перед другими методами финансирования. Во-первых, это обеспечивает экономию финансовых ресурсов, так как при привлечении заемных средств требуется уплата ссудного процента. Во-вторых, упрощается процедура привлечения необходимых средств, для реализации проекта, поскольку не требуется согласования вопросов финансирования с другим хозяйствующими субъектами. В-третьих, снижается степень риска, связанного с нарушением обязательств со стороны кредитных институтов. В результате обеспечивается большая финансовая устойчивость, предприятия и облегчается процесс управления финансовыми потоками в ходе реализации инвестиционного проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основную часть собственных средств составляют амортизационные отчисления и средства, направляемых на инвестиции за счёт прибыли. С амортизационными отчислениями получается следующим образом - деньги, выделяемые на поддержание основных фондов, копятся, всё то время пока не настает момент их замены или ремонта, пока это не наступило подобные средства с успехом можно использовать для финансирования инвестиций.

К привлечённым средствам можно отнести деньги, получаемые за счёт реализации акций, государственные и частные инвестиции в различных формах, различного рода пожертвования и взносы. В случае с заемными средствами речь идет, прежде всего, о кредитах в банках и прочих кредитных организациях, и различных формах долгосрочной аренды - лизинга.

Каждый из способов финансирования инвестиций имеет ряд особенностей и ограничений, и применяется в зависимости от ряда факторов и обстоятельств - которые в конечном итоге и определят способ получения денег. Тут определяющими факторами могут выступать как наличие прозрачных денежных потоков, наличие собственных основных фондов, устойчивость и хороший потенциал для динамического развития и целый ряд других требований. Наличие и выполнение которых, гарантирует инвестору возврат и приумножение вложенных средств.

Источники финансирования инвестиций: их классификация и способы привлечения.

Финансирование инвестиций - обеспечение инвестиционной деятельности необходимыми денежными средствами из различных источников.

Различают следующие виды финансирования:

По частоте поступления: текущее и особое.

По продолжительности: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.

По правовому положению инвестора: собственное, заемное, привлеченное.

По происхождению денежных средств: внешние, внутренние.

Внешние источники формирования инвестиционных ресурсов - заемные и привлеченные источники финансирования реализации инвестиционных проектов.

Внутренние источники формирования инвестиционных ресурсов - собственные источники финансирования реализации инвестиционных проектов (подлежащая капитализации часть чистой прибыли компании, амортизационные отчисления).

Собственные источники формирования инвестиционных ресурсов - денежные средства и другое имущество собственников компании (фирмы), привлекаемые для реализации инвестиционного портфеля.

К собственным источникам инвестиций относятся:

Амортизационные отчисления - основной собственный источник финансирования простого воспроизведения основных фондов предприятий. Их размер определяется умножением установленных норм амортизации на балансовую стоимость соответствующих групп основных фондов, используемых в производственном процессе предприятия.

Отчисления от прибыли на нужды инвестирования;

Суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий, и т. п.;

Иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок).

Заемные источники - привлекаемые для реализации инвестиционного портфеля на кредитной основе денежные средства и другое имущество:

Лизинг - долгосрочная форма аренды машин и оборудования, используемая как один из заемных источников формирования инвестиционных ресурсов,

Селенг - передача собственникам (юридическими и физическими лицами) прав по использованию и распоряжению их имуществом за определенную плату,

Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и частных лиц;

Различные формы заемных средств, в т.ч. кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства. Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Классификация кредитов, используемых на финансирование инвестиций.

Облигационный заем как форма кредитного финансирования инвестиций представляет собой внешнее заимствование на основе эмиссии облигаций. В российской практике к облигационным займам, как источникам финансирования инвестиций, могут прибегать лишь акционерные компании, платежеспособность которых и деловая репутация не взывают ни каких сомнений. В состав привлеченных средств входят:

Средства, полученные от выпуска предприятием и продажи акций;

Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литвин М.И. Управление финансами предприятия. Финансовый менеджмент.2002 №6.

2. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф Н.В. Колчиной. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. - 447 с.

3. Шуляк П.Н. Управление финансами / Учебное пособие - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. - 752 с.

4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/ 19.01.2012, 14.50.

5. Рассолов И.М. Управление в сфере предпринимательства. - М.: ИКАР, 2002. - 442 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Методы и источники финансирования инвестиций. Широкая и узкая трактовка понятия "проектное финансирование". Сравнительная характеристика источников финансирования инвестиционных проектов. Венчурное финансирование: понятие, сущность, этапы, цель.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2012

    Понятие и классификация инвестиционных проектов, виды инвестиций. Правовые основы, субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Региональные особенности привлечения инвестиций. Основные источники финансирования инвестиционных проектов в Украине.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2014

    Источники и методы финансирования инвестиционных проектов: преимущества и недостатки. Проектное финансирование: отличительные особенности, сравнительная характеристика форм. Сравнительный анализ финансирования за счёт собственных и заёмных средств.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Понятие и классификация инвестиционных проектов, проектное финансирование. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков. Лизинг и форфейтинг - особые формы финансирования инвестиционных проектов. Место и роль прямых иностранных инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2010

    Оценка ситуации малого предпринимательства в Российской Федерации. Виды и сравнение источников финансирования предпринимательской деятельности, их недостатки и преимущества. Анализ структуры и особенности привлечения внешних источников на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2013

    Теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия. Основные характеристики кредита. Формы и источники финансирования инвестиционных проектов. Разработка проектной схемы финансирования на примере сети салонов сотовой связи "Мобильный век".

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Теоретические основы методов финансирования инвестиционных проектов: понятия, основные виды, особенности и проблемы. Способы финансирования инвестиционных проектов в мировой практике. Способы финансирования инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Сущность и экономическое содержание источников финансирования современной организации, их классификация и виды в предпринимательской деятельности, способы формирования и порядок наращивания. Формы и методы привлечения заемных средств в организации.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Бюджетная и социальная эффективность инвестиционных решений. Чистая текущая стоимость проекта: понятие, порядок расчета, сферы применения и недостатки. Методы формирования пакета инвестиций. Источники финансирования потребности в инвестиционных ресурсах.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2013

    Сущность, классификация и эффективность использования источников финансирования предпринимательской деятельности. Методические основы вертикального и динамического анализа источников финансирования предприятия. Анализ финансового состояния ООО "Лидер".

- 238.00 Кб
Ведение. 2
Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6

Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности

10

2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10

2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности

11

2.3 Государственное финансирование

14

2.4 Самофинансирование

20

2.4 Банковский кредит

22

2.5 Коммерческий кредит

25

Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане

27

Заключение 38
Список использованной литературы 40

Ведение.

Кредитно - финансовая система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.

Предпринимательство - это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. Этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности.

Любое предприятие нуждается в финансировании. Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

В этом плане особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная, государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .

2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.

3. Изучить основу кредитования предпринимательства

Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме финансирования и кредитования предпринимательства..

Объектом исследования выступает малый и средний предпринимательский сектор Казахстана.

Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования

1.1.Источники финансирования деятельности предприятия.

Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет:

  • собственных сбережений;
  • вложений или ссуд родственников и друзей;
  • капиталов, вложенных партнерами задуманного бизнес-плана;
  • средств, полученных от выпуска облигаций;
  • дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
  • средств от выпуска и размещения акций в акционерных обществах;
  • долгосрочных кредитов банков и других кредиторов;
  • программ государственной помощи;
  • других законных источников.

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия.

Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования деятельности предприятия. Особенности воспроизводства основных фондов, производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.

Различают два основных метода обеспечения предпринимательства денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на такую деятельность, которая обеспечена утвержденной проектно-сметной документацией.

Неотъемлемой чертой финансирования является контроль за денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации.

Важным источником финансирования становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный период времени.

1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики.

Кредит – это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого использования кредитов.

В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности могут использовать такие виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, лизинговый, бланковый и консорциумный. Физические лица могут использовать потребительский кредит только в национальной валюте.

Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, определяющая отношения в сфере перераспределения материальных фондов в виде кредитной сделки межу двумя субъектами хозяйственной деятельности. Участники кредитных отношений при коммерческом кредите могут создавать платёжные средства в виде векселей – обязательств должника выплатить кредитору определённую сумму к определённому термину. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги с отсрочкой платежа. При оформлении коммерческого кредита с помощью векселя другие договора о предоставлении кредита не заключаются.

Погашение коммерческого кредита может осуществляться путём:

  • выплаты по векселю;
  • передачи векселя другому юридическому лицу;
  • переоформление коммерческого кредита на банковский.

Суть активных банковских операций заключается в размещении кредитных ресурсов на условии срочности, платности и возвратности. Кредитные операции приносят банкам основную часть прибыли. Так из общей суммы валовых операционных доходов банков США 68,1% приходится на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 13,4% - на доходы от портфеля ценных бумаг. Аналогичное соотношение источников доходов прослеживается и в других странах.

По срокам использования и возвратности кредиты делятся на следующие категории:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (до 3 лет);

в) долгосрочные (более 3 лет).

Помимо сроков использования этих видов кредитов в основании классификации конкретизуется цель получения кредита. Краткосрочные кредиты могут предоставляться в случае временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, текущих затрат. Долгосрочные кредиты могут предоставляться для формирования основных фондов.

По характеру обеспечения кредиты подразделяются на:

а) обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами);

б) с гарантийным обеспечением (банками, денежными средствами, имуществом третьей стороны);

в) с иным обеспечением (поручительство, страховой полис);

г) бланковые (не обеспеченные никакой гарантией и выдаваемые под имидж и доверие к заёмщику).

Основная масса банковских кредитов дается только под какое-либо обеспечение. Предмет гарантии должен отвечать следующим требованиям:

  • быть высоколиквидным (т.е. пользоваться спросом и обладать способностью конвертироваться в деньги);
  • способным к длительному хранению (по крайней мере не ниже срока погашения кредита);
  • иметь стабильную цену и низкие издержки по хранению и реализации).

Описание работы

Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .
2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.
3. Изучить основу кредитования предпринимательства

Содержание

Ведение. 2
Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6
Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности
10
2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10
2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности
11
2.3 Государственное финансирование
14
2.4 Самофинансирование
20
2.4 Банковский кредит
22
2.5 Коммерческий кредит
25
Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане
27
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.

Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1.

Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

Итак, что же относится к прямым методам финансирования?

Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.

Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

  • - предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
  • - предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации:
  • - предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:
  • - предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г., 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы.

Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак, Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных государственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать вывод о том, что государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить, что целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой такой договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд1.

Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1999 год приведен в Приложении № 3 к Федеральному закону от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».

Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций. Дадим им определения.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Правовые основы выделения субвенций устанавливает Закон РФ от 15 июля 1992 года № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».

Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

Субвениионное финансирование осуществляется только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономики РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

Порядок предоставления субвенций определен законодательством.

Инициатива п получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации.

Инициатива реализуется путем представления запроса, включающею экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в соответствующих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания в составе федерального бюджета.

Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенции следует считать Федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заключаемый между органом, предоставившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего субвенции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (государственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интересах. В качестве получателя денежных средств, а следовательно, и стороны обязательства выступает высший орган власти субъекта Российской Федерации. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-управленческое обязательство.

В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Праву органа, предоставившего субвенцию, контролировать се использование, корреспондирует обязанность получателя субвенции отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном Прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финансирования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий.

Правовые основы такого финансирования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N5 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

  • - реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
  • - содержание объектов социальной инфраструктуры;
  • - компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом.

Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя.

Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9 Налогового кодекса РФ), Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н.

Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств.

Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Партнерские связи в предпринимательстве

Партнерские связи - это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем сравнительного анализа различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз дает возможность выбрать ее для каждого партнера.

Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий -экономико-правовая форма реализации предпринимательской цели. Под данной формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделкой называют коммерческий (т.е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Сделку следует отличать от простой передачи. Если вы передаете партнеру какой-то товар, а он вам взамен - деньги или другой товар, то это сделка. Если же вы передаете товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если вы договариваетесь с партнером о том, что будете производить полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же вы в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) школе, то это передача.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные. Отметим, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего, оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т.е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).



Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того чтобы предложить или ответить на предложения, необходимо достаточно полно представить себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

Все разнообразие партнерских связей в предпринимательстве можно сгруппировать по трем основным сферам (направлениям предпринимательского сотрудничества):

1) сотрудничество в сфере производства;

2) сотрудничество в сфере товарообмена;

3) сотрудничество в сфере торговли;

4) сотрудничество в сфере финансовых отношений.

Сделка считается заключенной, когда на каждую из сторон возлагаются определенные данной сделкой права и обязанности. В целом выстраивается следующая логическая цепочка: вначале предприниматель-инициатор определяет сферу сотрудничества с возможными партнерами, затем ищет конкретную форму сотрудничества, а после этого предлагает заключить договор.

Организация финансирования предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

Дополнительная эмиссия акций;

Взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

Дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

- «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

Выпуск облигаций;

Кредиты банков;

Целевой государственный кредит;

Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

-Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

-Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

-В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.