Институты могут выполнять функции. Общественные институты

Что такое "социальный институт"? Какие функции выполняют социальные институты?

Специфическими образованиями, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества, являются социальные институты. Сам термин "институт" используется в социологии в разных значениях.

Во-первых, под ним понимают совокупность определенных лиц, учреждений, обеспечены определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Во-вторых, с содержательной точки зрения "институт" - это определенный набор стандартов, норм поведения лиц и групп в конкретных ситуациях.

Когда речь идет о социальных институтах, имеется в виду в общем и целом определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, включая как стандарты, нормы поведения, так и соответствующие организации, учреждения, которые "регулируют" эти нормы поведения. Например, если мы говорим о праве как социальный институт, то имеем в виду как систему правовых норм, определяющих правовое поведение граждан, так и систему правовых учреждений (суд, милиция), которые регулируют правовые нормы и правовые отношения.

Социальные институты - это формы совместной деятельности людей, исторически сложившиеся устойчивые, или относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Различные социальные группы вступают между собой в социальные отношения, которые определенным образом регламентируются. Регламентация этих и других социальных отношений осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов: государство (политические отношения), трудовой коллектив (социальные и экономические), семья, система образования и т.

Каждый социальный институт имеет определенную цель деятельности и в соответствии с ней выполняет определенные функции, обеспечивая членам общества возможность удовлетворять соответствующие социальные нужды. В результате этого стабилизируются социальные отношения, вносится согласованность в действия членов общества. Функционирование социальных институтов, выполнение людьми в их рамках определенных ролей обуславливаются наличием социальных норм во внутренней структуре каждого социального института. Именно эти нормы определяют стандарт поведения людей, на их основе оцениваются качество и направленность их деятельности, определяются санкции в отношении тех, кому свойственна отклоняющееся поведение.

Социальные институты выполняют следующие функции:

закрепление и воспроизводство общественных отношений в определенной области;

интеграции и сплоченности общества;

регулирования и социального контроля;

коммуникации и включение людей в деятельность.

Роберт Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом.

Латентные функции - это "не свои" функции, выполняемые институтом скрыто или нечаянно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велика, возникает двойной стандарт социальных отношений, угрожает стабильности общества. Еще более опасная ситуация, когда вместе с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших публичных отношений (например, криминальные структуры). Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирования новых «правил игры». Прежде всего изменении подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).

Социальный институт - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Эмиль Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".

Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые важнейшие нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.

Любой социальный институт включает систему санкций - от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений.

Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институционализацию. Таким образом, институционализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованную ("борьбы без правил" в "игру по правилам").

Институционализуються практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты. Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняется институциональном регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусных позициях; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью.

Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, в институты, основанных на формальных отношениях и статусах достижения. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы.

Институцюнализация означает нормативное и организационное укрепление, упорядочение социальных связей. При появлении института оформляются новые социальные сообщества, занятые специализированной деятельностью, производятся социальные нормы, которые эту деятельность регулируют, а новые учреждения и организации обеспечивают защиту определенных интересов. Например, образование становится социальным институтом, когда появляется новое общество, занятия профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию в массовой школе, согласно специальных норм.

Институты могут устаревать и препятствовать развитию инновационных процессов. Например, качественное обновление общества в нашей стране потребовало преодоления влияния старых политических структур тоталитарного общества, старых норм, законов.

В результате институционализации могут появляться такие явления, как формализация, стандартизация целей, обезличивание, деиндивидуализация. Социальные институты развиваются через преодоление противоречий между новыми потребностями общества и устаревшими институциональными формами.

Специфика социальных институтов, конечно же, в основном определяется типом общества, в рамках которого они функционируют. Однако существует и преемственность в развитии различных институтов. Например, институт семьи при переходе от одного состояния общества к другому может менять какие-то функции, но суть его остается неизменной. В периоды "нормального" развития общества социальные институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Когда же наблюдается рассогласованность действий различных социальных институтов, их неспособность отражать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, это говорит о кризисной ситуации в обществе. Решается она или социальной революцией и полной заменой социальных институтов, или же их реконструкцией.

Существуют различные виды социальных институтов:

экономические, которые занимаются производством, распределением и обменом материальных благ, организацией труда, денежным обращением и тому подобное;

социальные, которые организуют добровольные объединения, жизни коллективов, регулирующие все аспекты социального поведения людей по отношению друг к другу;

политические, связанные с выполнением функций власти;

культурные и воспитательные, утверждающие, развивают преемственность культуры общества и передачу ее следующим поколениям;

Религиозного, которые организуют отношение людей к религии.

Все институты связаны вместе в интегрированную (объединенную) систему, в которой только и могут гарантировать равномерное, нормальный процесс коллективной жизни и выполнять свои задачи. Именно поэтому все перечисленные институты (экономические, социальные, культурные и другие) в целом относят к институтам социальных. Самыми фундаментальными из них являются: собственность, государство, семья, производственные коллективы, наука, система массовой информации, системы воспитания и образования, право и другие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общественные институты

Введение

1. Понятие общественного института

1.1 Типы и функции общественных институтов

2. Социальные институты современной России

2.1 Институт семьи и брака

2.2 Институты образования и науки

2.3 Экономические институты

2.4 Политические институты

2.5 Институт религии

Заключение

общественная регуляция институт семья религия

Вв едение

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить отдельные типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов установленного общества или определенной общественной группы. Это, прежде всего, относится к таким общественным отношениям, в которые вступают члены социальной группы и обеспечивают удовлетворение наиболее значительных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы.как целостной социальной единицы.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение жизненных потребностей, заключается в образовании закрепленной системы ролей и статусов, которые.предписывают индивидам правила поведения в общественных отношениях, а также в определении системы -санкций для того, чтобы добиться обязательного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде общественных институтов, которые являются наиболее сложными и.важными видами социальных связей для общества. Они поддерживают совместную деятельность в организациях, а также определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Институт - одно из центральных понятий в социологии, поэтому изучение институциональных связей - одна из основных научных для социологов задач.

1. Понятие обществен ного института

Под «институтом» люди понимают разные социальные единицы. Ими могут быть научные или учебные организации и учреждения, а также крупные целевые объединения. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел от латинского: «institutum» - установление, устройство. Со временем он приобрел два определения - узкофункциональное и широкое социальное.

Это понятие социологи наделили новым содержанием. Добавились новые детали, но совокупность норм, которые регулируют определенную сферу социальных отношений, осталась прежней.

Можно дать другое формальное определение общественного института: общественный институт - это организованная система социальных норм и связей, объединяющая важные социальные ценности и процедуры, которые удовлетворяют важнейшим потребностям общества.

В данном определении под социальными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, а под социальными процедурами - стандартизованные, примеры поведения в групповых процессах.

Любой общественный институт возникает и функционирует, осуществляя ту или, иную социальную потребность.

Выделяют пять основных потребностей и институтов:

1) Потребность в средствах существования (производство, экономические институты);

2) Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

3) Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

4) Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

5) Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Существование института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь, если такая потребность становится незначительной, или совсем исчезает. Такой институт какое-то время еще может действовать как дань обычая, но в большинстве случаев его существование достаточно быстро прекращается.

Общественные институты - специфические, сравнительно независимые механизмы общественной регуляции, контролирующие поведение индивидов посредством употребления особых мер и способов внушения, убеждения и воспитания, всевозможных форм принуждения и давления (санкций), разнообразных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Общественные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению, и способу воздействия (формальные и неформальные, официальные и неофициальные институты). Тем не менее, их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:

· Благодаря наличию норм взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована;

· Любой общественный институт предполагает наличие постоянных признаков объектов общественной регуляции, определяющиеся объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе;

· Поведенческим воплощением социального статуса служит социальная роль. Он проявляется в динамической форме

1.1 Типы и функции обществен ны х институто в

Все общественные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Кроме деления институтов на главные, и неглавные, их разделяют и по другим критериям. Институты различаются:

1) Временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (кратковременные и постоянно действующие институты);

2) Жесткостью применяемых санкций за нарушение правил;

3) Условиями существования;

4) Наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Назначение экономических институтов в том, что они обеспечивают распределение индивидов системе отношений собственности и в системе общественной организации труда, а также контролируют процесс распределения, регулируют товарное и денежное обращение.

Основная функция политических институтов - исполнение, установление и поддержание власти, которая доминирует в обществе социальной группы; Стабилизируют социальные структуры и обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей.

Функция воспитательных и социокультурных институтов состоит в освоении и воспроизводстве социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты - механизмы регуляции поведения индивидов и морально-этической ориентации, придание мотивации и поведению этическую основу, нравственную ориентацию. Нормативно-санкционирующие институты исполняют регуляцию общественного поведения на основе норм, правил и предписаний, которые закреплены в нормативных и юридических актах.

Ситуационно-конвенциональные и церемониально-символические институты - временные способы общественной регуляции.

Также есть важные, в высшей степени необходимые институты, которые, вызваны к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что в развитых обществах таких институтов пять:

· экономические институты;

· институты образования;

· институт семьи и брака;

· институт религии;

· политические институты.

Так как ценности и процедуры научной жизни стали важнейшими и стандартизированными, к первым можно отнести и институт науки. Вместе с тем, многие виды деятельности, охватывая социальную деятельность и медицину, также начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и поэтому могут быть отнесены к институтам.

У каждого главного института свои системы наработанных методов, практик, процедур и приемов. Экономические институты не могут обойтись без маркетинга, профессионального подбора, защиты частной собственности, рынка и т.д. Внутри политических институтов мы обнаруживаем институты адвокатуры, президентства, судопроизводства, присяжных, и т. д.

У общественных институтов имеются функции и дисфункции.

Функция - эта польза, приносящаяся обществу.

Дисфункция - вред, наносимый обществу.

Так, задача института образования - готовить грамотных специалистов. А если он плохо справляется со своей задачей и общество не получает истинных специалистов, то функция превращается в дисфункцию.

2. Социальные институты со в ременной России

2.1 Институт семьи и брака

За последнее столетие для русского народа произошли крупные демографические перемены, которые затронули и брачно-семейные отношения. Если же в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то к середине, вследствие больших миграционных, перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже примерно 90% всех семей в России живут в городах, - это малые нуклеарные семьи, по размерам они близки европейским семьям, и только немного больше 10% из них насчитывают 5 или более членов семьи. Сельские семьи стали близкие городским и также резко сократились: среднее количество - 3 человека, и чуть больше 12% составляют семьи из 5 человек и более. Они относятся к поколению 50-х годов вырождения - времени относительно высокой рождаемости. Но это не будет означать увеличения числа рождаемости, т.к. почти все социально-демографические группы населения, ориентированы на 1-2 - детную семью, что дает основание в ближайшее десятилетие прогнозировать естественный спад населения.

Брак - это исторически меняющаяся форма общественных отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество санкционирует и упорядочивает их половую жизнь и определяет их родственные и супружеские права и обязанности. В современной России понятие «брак» ушло на второстепенный план: молодые люди годами живут в браке, так называемом - «гражданском», не обременяя себя вступлением в официальный брак. Раньше, в дореволюционное время, наше общество ограничивало допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака: заключали браки внутри определенных групп, т.е представителей своего класса, этнической группы, расы или вероисповедания. В настоящее же время в современной России эти нормы потеряли свою актуальность.

В наши дни современная семья строится по моногамному принципу - один муж и одна жена. Демографические перемены затронули состав семьи и внутрисемейные отношения, особенно в молодых семьях. Иначе идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращения браков, появления в семье детей. В новой общественно-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это выражается в снижении брачности, которая снизилась за последние годы на треть: с 9,7 чел. н а 1000 населения до 7 чел. в 1998 г . Причем, число заключенных браков в городах значительно выше, чем в селе: 10,5 чел. в 1990 г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; а в селе - 8,1 че л. и 5,3 чел. на 1000 населения. Такая ситуация связана с несколькими причинами. Одна из причин - экономическая. Молодые люди в нестабильной, общественно-экономической обстановке отказываются, от создания семьи или, из-за нежелания брать на себя ответственность за семью, отсрочивают брак. На снижение брачности также проявило влияние значительное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны, резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, а с другой - женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.

На снижение брачности, в определенной мере, повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди отдают предпочтение свободным добрачным отношениям, а брак откладывают на неопределенное время. В стране на сегодняшний день средний возраст вступления в первый брак составляет 24,3 года - для мужчин и 22 года - для женщин. Мужчинам в сельской местности сложнее жениться, так как сельские невесты предпочитают по окончании школы переселяться в город, а женщинам труднее найти жениха в городе, т.к. вместе с переселившимися сюда сельскими невестами, их здесь больше.

Несмотря на то, что в нашей стране вследствие общественных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, которая несет главную ответственность за социализацию детей, продолжение рода, и другие функции.

На этом модернизация семьи не закончилась. Основные изменения в семье совершаются под воздействием "перестройки" общества. Изменяются почти все основные функции семьи: ролевые и внутрисемейные взаимоотношения, ее образ жизни, репродуктивные установки, семейная мораль и т.д. Несмотря на существенные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Другими словами, каждый десятый человек в России проживает вне семьи. В основном, это либо молодые люди, которые учатся или служат в армии, либо одинокие пожилые люди. Доля одиноких в большинстве развитых стран в общей численности населения - от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50%. Примерно 32% приходится на семьи с двумя детьми и только 6% имеют 3-х и более детей. Так как имеются немало семей, не родившие вообще ни одного ребенка, на семью в среднем приходится чуть более одного ребенка. На модель формирования семьи оказывает влияние снижение брачности и сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности совершается существенный рост разводов. Если же в 80-е годы число разводов на 1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - 3,4 , а в 1999 - 4,6 человек. По числу разводов мы уступаем лишь США и опережаем все европейские страны.

2.2 Институты образо в ания и науки

Реформы в сфере образования начались задолго до 1992 г. В декабре 1989 г. им положил начало Всесоюзный съезд работников народного образования, где были установлены основные принципы реформирования образования. Это открытость инновациям; демократизация, многовариантность и многоукладность образования; учет национальных особенностей в многонациональной стране; регионализация образовательных систем; гуманизация содержания образования, его разнообразие и дифференциация, развивающий характер, обучения и его непрерывность.

Эти принципы и "изнутри" сформулированные системы образования направляли на изменения задач и методов обучения, но почти не затрагивали организационно-экономический механизм высшей и средней школы. Для их осуществления нужно было расширить права, хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, экономические возможности и, соответственно, сузить возможности и права всех уровней управленческой надстройки над ними.

В этой сфере нормативной базой преобразований на начальном этапе стали закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.) и Указ Президента РФ "O первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1.

Когда закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. разрешил создание негосударственных образовательных учреждений и установил порядок их государственной аккредитации лицензирования, они начали довольно активно развиваться. Важно отметить, что негосударственный сектор, в отличие от строительства, промышленности или торговли, в образовании появился не благодаря приватизации государственных школ и вузов, а путем создания новых - дополнивших, а не заменивших государственные.

Сегодня ценности образованности и образования сильно обесценены. Если когда-то диплом университета приносил человеку профессиональный элитарный статус c соответствующим этому статусу вознаграждением, то сейчас - статус среднего класса с соответствующей оплатой труда.

Наука -- это сфера человеческой деятельности, основная функция которой - систематизация и выработка общезначимых знаний o действительности.

В наше время нет почти ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без применения научного знания. Жизнь современного общества в значимой мере зависит oт успехов науки.

В современной России такой способ организации в ряде случаев противоречит с нынешними потребностями науки. Новейшим направлениям исследований всё труднее завоевать себе место в рамках старых коллективов, устоявшихся организационных форм. В итоге старые институты постепенно разбухают, превращаются в скопление бесчисленных подразделений, перестают быть управляемыми.

Современная наука невозможна без централизации, тем нe менее, чрезмерная централизация вызывает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что решение большинства значительных проблем зависит от участия в работе специалистов различных профилей, чтo предполагает поиск новых организационных форм. Наука, как общественный институт, становится основным фактором общественно-экономического развития любого общества, требует возрастающих затрат, из-за чего политика в сфере науки обращается в одну из второстепенных сфер общественного управления.

Наука в России всегда зависела oт государства. Исторически сформировалась противоречивая и губительная для ее развития ситуация. C одной стороны, страна финансировала и поддерживала научные учреждения и ученых, a c другой - государственные структуры прилагали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и еe права самостоятельно устанавливать нормы и стандарты, направления и проблематику своей деятельности.

В России наука представляет собой сферу деятельности, подвергающаяся наибольшей опасности в процессе общественной ломки. Это связано со следующими факторами:

1) Практически совершенная государственная институциональность науки и научного образования, делающая эту сферу не просто зависимой от государственной политики, но и, так сказать, ее заложником;

2) Зависимость огромной части современных научных исследований и подготовки кадров от общественно-экономического заказа, что в условиях резких общественных изменений требует быстрой переориентировки в системе образования и в формах, содержании научной работы. Тем нe менее, из-за традиционно скудного финансирования и естественной инерционности этих сфер, такие изменения затруднены;

3) Значительное влияние на ход процессов в науке и образовании общей культурной атмосферы в обществе.

2.3 Экономические институты

В современной России ход экономической реформы зависит oт поддержки населением нового экономического и политического курса. Высокая общественная цена реформ может поставить под угрозу общественную трансформацию, и даже повернуть ее вспять. Поэтому одним из основных условий осуществления экономических преобразований является разработка эффективной системы общественных гарантий населения. На современном этапе становления задача общественно-экономической политики рыночных отношений заключается в том, чтобы для обширных слоев населения общественная цена не была слишком высокой.

В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства.

Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации в период до середины 1998 г., то есть до начала нового финансово-экономического кризиса, было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий грaждaн.

Одним из важных следствий этих усилий явилось тo, что доля расходов на социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в два с половиной раза - приблизительно с 25 до более 60%. При этом в отдельные периоды наблюдался рост социальных расходов и в реальном выражении, и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В частности, в течение 1992-1995 гг. доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла на треть - с 27,5 до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов.

Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи похожа на решето, c помощью которого государство пытается переносить воду от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.

Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают никакой помощи.

Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений, произошедших в распределении доходов и собственности. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а для нуждающихся - не гарантируют необходимой социальной защиты.

При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. Выплаты фактически не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.

2. 4 Политические институты

Эффективность действий нашего государства постоянно сдерживается ассиметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают "слишком" высокий политический вес крупного капитала.

Эти действия требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей, а вот профсоюзы свои позиции сдают в последнее время. Если раньше высокие издержки организации общенациональных теле- и радиоканалов препятствовали реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации, то сейчас возросла роль СМИ.

В настоящее время, благодаря снижению издержек на получение и передачу информации группа людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии политически значимых решений значительно увеличивается - потенциально до уровня всего политически активного населения. Это действительно так. Хотя и нет резкого уменьшения остро ощущаемого неравенства политических возможной граждан нашего государства, предопределяемого неравенством в распределении собственности и доходах. Важным сопутствующим фактором политической системы современной России является стремительное увеличение среднего уровня образования избирателей в, наблюдаемое на протяжении всего ХХ века. За жизнь одного поколения доля населения в России получающего высшее образования выросла на порядок, достигнув нескольких десятков процентов выпускников школ. Если наличие всеобщего обязательного среднего образования в современной России стало предпосылкой работоспособности выборной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, то расширение группы лиц, имеющих высшее образование позволяет говорить о возможном увеличении числа вопросов, принимаемых на уровне прямого голосования. Появляются предпосылки расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровне).

Конечно, существующая модель демократии в современной России, действительно крайне несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе.

2.5 Институт религии

Религию можно характеризовать как сложное многоуровневое общественное образование, смысл которого - потребность общества в священном. В основе религии лежат действия и верования, которые связаны с духовными и священными явлениями, но не мирскими.

Священное - это аспекты общественной реальности, отделенные от сферы обыденного и являющиеся запретными.

Мирское - это аспекты общественной реальности, носящие простой и житейский характер. Один и тот жe объект или тип поведения может быть профанным или священным: зависит всё от оценки людей. Так как священное воспринимается с трепетом и благоговением, то к нему можно приблизиться лишь через ритуал - общественное действие, которое предписано правилами поведения в присутствии священного. Люди в своем религиозном поведении образовывают общественный мир правил и значений и, которыми они руководствуются, в чувствах, мыслях и поступках, как и в прочих сферах жизни.

В России, с испокон веков, христианство это - вера в одного могущественного бога. Вера в современной жизни России не пропала, продолжают существовать и появляются новые религиозные лидеры, священнослужители, особо почитают священное писание - Библию.

Тем не менее, религиозное сообщество объединено с миром сложными, неоднозначными отношениями. Мы видим, что в современной России религиозные институты начали действовать в обществе как стабилизирующий и гармонизирующий фактор, который способствует сохранению сформировавшегося общественного статус-кво и который, тем самым, укрепляет положение государственных структур.

Заключение

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого социальные институты современной России представляют собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В настоящее время в России происходит институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Если раньше в прединституциональной фазе общественного движения в России были характерны спонтанные протесты и выступления, появлялись на короткий срок, а затем смещались лидеры движения. Каждый день была возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

В современной России в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий.

Список используемой литературы

1. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1999.

2. Борисов В.А. Демографические проблемы семьи // Семья в России. - 1997. - № 3.

3. Герасимова И.А., Щербакова Е.М., Верхунова М.С. Формирование семейной структуры населения России: региональный аспект // Семья в России. - 1996. - № 2.

4. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.

6. Королев Ю.А. Российская семья: правовые проблемы // Семья в России. - 1998. - № 1.

7. Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов. // Финансы, № 11, 1999 год

8. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта, 2006.

9. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. - М., 1999.

10. Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юрист, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные виды социальных институтов (брака, семьи, образования, политики, экономики, религии). Их функции, роли, физические и символические черты. Типы браков и жизненный цикл семьи. Мотивы и причины разводов. Виды семей. Особенности родства.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    контрольная работа , добавлен 01.06.2015

    Изучение понятия, функций и предпосылок возникновения социальных институтов духовной сферы. Характеристика роли институтов науки, религии и культуры в развитии современного общества. Анализ отношений, возникающих в процессе создания духовных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Понятие "социологического института" в научной литературе. Явные и латентные функции социологических институтов. Причины возникновения дисфункции. Институты-субъекты и институты-механизмы. Трансформация социальных институтов. Вырождение элитных групп.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Социальные институты как форма социальных связей, и вместе с тем – инструмент их формирования. Понятие институционализации, функции социальных институтов. Проблемы власти и государства. Семья как социальный институт. Проблемы образования и религии.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, биржа, и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

— основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

— социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации общественной деятельности. Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - это становление социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.


Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.



Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

Социальные институты

Общество как социальная система обладает свойством динамики. Только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его внутренней структуры, качественным и количественным изменением ее элементом, а также их связей и отношений. Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствуют история человечества, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества. Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему случайное самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех членов. Одновременно разрабатывается и, как правило, узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний. Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация ». Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные формы в обществе - все это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институтов. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни. Структура социальных институтов часто представляет весьма сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в пять основных групп. Рассмотрим их на примере такого института как семья:
    1) духовно-идеологические элементы , т.е. такие чувства, идеалы и ценности, как, скажем, любовь, взаимная верность, стремление создать свой уютный семейный мир, желание воспитать достойных детей и т.п.; 2) материальные элементы - дом, квартира, мебель, дача, машина и т.д.; 3) поведенческие элементы - душевность, взаимное уважение, терпимость, готовность к компромиссам, доверие, взаимопомощь и т.д.; 4) культурно-символитические элементы - брачный ритуал, обручальные кольца, празднование годовщины свадьбы и т.д.; 5) организационно-документальные элементы - система записи актов гражданского состояния (ЗАГС), свидетельство о браке и рождении детей, алименты, система социального обеспечения и т.д.
Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт. Особенность социальных институтов состоит в том, что они, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений и взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят индивидуальный и надгрупповой характер. Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций. Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей в жизненных различных ситуациях. Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют расширению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом. Существование социального института связано, как правило, с его организационным оформлением. Социальный институт представляет собой совокупность лиц и учреждений, имеющих определенные материальные средства и выполняющих определенную социальную функцию. Так, институт образования включает в себя руководителей и работников государственных и региональных органов управления образованием, преподавателей, учителей, студентов, учеников, обслуживающий персонал, а также учреждения управления образованием и учебные заведения: университеты, институты, колледжи, техникумы, училища, школы и детские сады. Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования. Среди огромного разнообразия институциональных форм можно выделить следующие основные группы социальных институтов .: Каждая из этих групп, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определенные функции . Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход. Деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата - вознаграждением работнику за его труд. Экономические институты обеспечивают всю систему производства, распределения общественного богатства, соединяя в то же время сугубо экономическую сферу жизни общества с другими его сферами. Политические институты устанавливают определенную власть и управляют обществом. Они призваны также обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, государственных идеологических ценностей, учет политических интересов различных социальных общностей. Духовные институты связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей. Социокультурные институты ставят целью сохранение и приумножение культурных ценностей общества. Что касается института семьи , то он является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности гражданина. Семья же задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир. Группировка социальных институтов весьма условна, и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи (как основной ячейки общества) находится буквально в центре пересечения линий всех остальных институтов (собственности, заработной платы, армии, образования и т.д.). Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед. При этом важно, чтобы управляющие обществом органы не запаздывали с организационным (и особенно с законодательным) оформлением назревших изменений в социальных институтах. Иначе последние хуже выполняют свои функции и тормозят общественный прогресс. Каждому социальному институту присущи свои социальные функции, цели деятельности, средства и способы, обеспечивающие ее достижение. Функции социальных институтов многообразны. Однако все их многообразие можно свести к четырем основным :
    1) воспроизводство членов общества (основным социальным институтом, выполняющим эту функцию, является семья); 2) социализация членов общества и, прежде всего, новых поколений - передача им накопленного обществом в его историческом развитии производственного, интеллектуального и духовного опыта, установленных образцов поведения и взаимодействий (институт образования); 3) производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, интеллектуальных и духовных ценностей (институт государства, институт средств массовой коммуникации, институт искусства и культуры); 4) управление и контроль за поведением членов общества и социальных общностей (институт социальных норм и предписаний: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения, институт санкций за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение установленных норм и правил).
В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего наступает, как принято говорить, их дисфункция. Сущность дисфункции социального института заключается в «вырождении» целей его деятельности и в утрате социальной значимости выполняемых им функций. Внешне это проявляется в падении его социального престижа и авторитета и в превращении его деятельности в символическую, «ритуальную», не направленную на достижение социально значимых целей. Исправление дисфункции социального института может быть достигнуто его изменением или созданием нового социального института, цели деятельности которого и его функции соответствовали бы изменившимся социальным отношениям, связям и взаимодействиям. Если это не будет сделано в приемлемые строки и надлежащим образом, неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно не регулируемых видов социальных связей и отношений, которые могут оказаться разрушительными для общества в целом или для его отдельных сфер. Так, например, частичная дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования в нашей стране так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, воровство. Видеолекция «Социальные институты» :