Общество как социальная система - в помощь студентам

Социальный институт

Формы социальных связей

Социальные отношения

Социальное действие и социальное взаимодействие

Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни.

Общество как система

Лекция №6

2. Этапы становления понятия «общество»

Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? Маугли – это только красивая сказка Киплинга. Робинзон, даже если исключить его общение с Пятницей, уже нес культуру осмысленных и опредмеченных в виде орудий труда действий человеческого рода.

Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка «Я сам!», оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие «общество» формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой, исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И.Кант – как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества.

Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

· оно не является частью какой-либо другой более крупной системы. Каждое общ-во являетсямаксимальной единицей соц. реальности, то есть не входит в каче­стве составной части в более крупное общество. Естествен­но, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения стано­вится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целост­ность общ-ва обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоят.государственность и т.д.

· имеет собственное название и историю, которая хранит­ся в его памяти.

· имеет собственную территорию; «Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и социальные взаимодействия между индивидами»

· пополнение идет главным образом за счет деторождения. Общество воспроизводит само себя за счет: детей от браков между признанными членами общества: в обыч­ном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Естественно, насе­ление может пополняться за счет миграции, однако по­полнение происходит главным образом все равно за счет представителей того, что обычно называют «коренной на­цией». Это отличает общество от большинства других социальных общностей.

· имеет развитую собственную культуру. Культура общества тесно связана с национальным менталитетом (от позднелат. Mentalis – умственный) – образом мыслей, совокупностью умственных навыков и духовных установок, присущих представителям той или иной нации, того или иного народа.

Т.о., можно сказать, что общ-во – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается опред.набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной соц.группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общ-ва некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.

· Общество «соткано» из различных форм взаимодействий людей, которые достаточно устойчивы и целостны.

Каждое конкретное общество создает определенные модели взаимоотношений индивидов и групп. Связь между людьми можно сравнить с каркасом здания, постоянно перестраивающегося, поскольку общество динамично. Взаимодействие людей в самом общем смысле сводится к тому, что его участники включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники этого взаимодействия, испытывают воздействие этой среды, в той или иной мере воздействуют на нее.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными. Рассмотрим основные на них:

2. Прежде всего это - непосредственная социальная связь : связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. Е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это - сотрудничество (выполнение общей работы), которое имеет широкое распространение и играет большую роль в жизни общества. Это материальная физическая связь между людьми. Каждый участник работы оказывает известное воздействие на других и испытывает их воздействие на себе. Такое воздействие содержит помимо материального психологический и идеальный моменты.

Сотрудничество возможно и на почве выполнения религиозного ритуала, игры, политического действия и др.

3. Другой тип взаимодействия людей в обществе - это опосредованная социальная связь , т. Е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди разделены лишь географическими рамками, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на базе разделения труда. Крестьянин, производящий в деревне лен, сотрудничает с рабочим, перерабатывающим его в городе на пряжу, хотя они и не видели друг друга никогда; опосредованная связь возможна в области искусства, политической деятельности и пр.

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Назвав основные типы социальных взаимодействий, отметим, что формы их проявления чрезвычайно разнообразны. Это - и дружба между конкретными людьми, и отношения воспитания между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между учреждениями и пр.

Они могут быть слабыми или прочными, устойчивыми или нет, принимать разные формы. Но в той или иной степени связи существуют между всеми элементами общества, объединяют их в единую всеобъемлющую первоначальную совокупность, именуемую обществом.

2. Этапы становления и подходы к понятию «общество»

Выделим наиболее значимые исторические этапы становления понятия «общество», особенности эволюции которого привели к рождению социологии как самостоятельной науки об обществе.

1. Слитность человека с природой, с космосом нашла отражение в универсалистских представлениях древних об обществе. «Космическое мироощущение» было общечеловеческим явлением, существовавшим на протяжении тысячелетий в высокоразвитых цивилизациях древности: Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Древней Греции. Слово «космос» в его донаучном смысле обозначало «порядок». Применялось оно для определения воинского строя, государственного устройства и даже по отношению к украшающей себя, приводящей себя в «порядок» женщине (отсюда - «косметика»). Применительно к «устройству мира» слово «космос» стало использоваться Гераклитом. О музыкально-математической гармонии космоса и как следствии разумной и упорядоченной жизни человеческого общества писал Пифагор.

Идеи о совместной эволюции космоса, биосферы и человеческого общества развивались русскими естествоиспытателями и философами конца XIX - начала XX вв. - Н. Ф. Федоровым, Н. А. Морозовым, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским и др. Чижевский писал: «…астрономы, изучающие явления в Солнечной системе, открывают в ней явления, аналогичные функциям живого организма». Этот ученый стремился проникнуть в тайны человеческого общества, разрушая дисциплинарные перегородки между астрофизическими, биологическими и социальными науками.

2. Долгое время в социальной мысли общество отождествлялось с государством. У Платона общество характеризуют прежде всего политические функции государства - защита населения от внешних врагов, поддержание порядка внутри страны. Методологически важно полное совпадение характеристики устройства общества и души человека. Трем началам души - разумному, яростному и вожделеющему соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей. По Платону, государство - это своего рода «громадный человек».

3. Государственно-политические представления об обществе с позиций взаимодействия «власти, господства и подчинения» развивает вслед за Платоном Аристотель, который вычленяет и чисто социальные связи людей, рассматривая этические отношения, дружественность свободных и равных друг другу индивидов. Он подчеркивает приоритет индивидуальных интересов и считает, «что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства». «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» («Этика»).

4. Социальная мысль Нового времени в трактовке общества исходит из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Герберт Спенсер, Ф. Теннис), согласно которой в основу социальности положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность. Большое значение для становления науки об обществе имели труды О. Конта, которого называют отцом социологии. Он синтезирует представления об обществе, вырабатывает такие понятия, как «социальная статика», «социальная динамика», «закон трех стадий» и другие, выдвигает идеи социального прогресса, социального порядка.

5. В современных условиях переосмысление понятия «общество» связано с информационной революцией, с новым видением мира. Формируется всепланетная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, плюрализма, множественности, относительной самостоятельности центров, народов, культур - с другой.

Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.

Общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и постепенно включается в нее.
Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?
Признаки общества таковы:
-Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества) ;
-Браки заключаются между представителями данного объединения;
-Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
-Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
-У него есть собственное название и своя история;
-Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом) ;
-Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
-Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов) , которую называют культурой.
Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.
Страна - это часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима политической власти (монархия, республика) , органы и структуру правления (правительство, парламент) .
Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т. д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя ее специфику и отделенность от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т. д.) характер.
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии:
-По паличию письменности - дописьменные и письменные.
-По числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) - простые и сложные.
-По способу производства, т. е. способу добывания средств существования - охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное.
-По способу производства и формае собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) - первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла (родился в 1919 г.)
Он подразделил всемирную историю на три стадии - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество еще называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

24. Что такое общество и каковы его основные признаки?

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).
1. Территория - определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе.
Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество, в поисках пищи, часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины, является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.
2. Социальная структура (лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - приобретение знаний в той или иной области, функции политической элиты - политическое управление обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.
Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются следующие институты: институт собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.
Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует, прежде всего, свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей.
Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.
3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает то, что общество не является частью какой‑либо более крупной системы, что оно обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.
Самодостаточность - способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. Например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.
Автономность и самодостаточность общества не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.
4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры». Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество.
Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения - Россия, Индия, США и т. д.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы - россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.
Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

25. Из каких подсистем состоит общество?

В качестве подсистемы общества может выступать та или иная сфера деятельности людей или социальный институт, возникающий для удовлетворения важнейших общественных потребностей, и регулирующий отношения людей в определенной сфере.
Так, Т. Парсонс выделяет четыре основные подсистемы общества: социальную, культурную, личностную и поведенческую.
1. Функции социальной подсистемы состоят в координации и интеграции взаимодействия всех составляющих общество элементов.
2. Функции культурной подсистемы - сохранение и воспроизводство социокультурных образцов.
3. Личностная подсистема необходима для исполнения целедостижительных функций. «Это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний» (Парсонс).
4. Поведенческая система содержит в себе основные условия (возможности) адаптации человека, механизмы взаимодействия с окружающей физической средой.
Р. Мильс выделяет в структуре общества пять основных институтов:
1. Экономический, регулирующий отношения в хозяйственной сфере.
2. Политический, регулирующий властные отношения.
3. Семейный, регулирующий брачно‑семейные отношения.
4. Военный, организующий законное население.
5. Религиозный, организующий коллективное почитание богов. Ю.И. Рысь и В.Е. Степанов считают что общество, как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, политической, социальной и духовной.
Каждый из предложенных вариантов обозначения наиболее важных подсистем (институтов) общества имеет свои обоснования и свое право на существование. На мой взгляд, общество, как целостная система включает следующие основные подсистемы:
1. Социальную подсистему - воспроизводство социальных связей и отношений, координация, взаимодействие и интеграция социума.
2. Брачно‑семейную - регулирование брачно‑семейных отношений, воспроизводство социума.
3. Экономическую - производство, распределение и потребление продуктов, необходимых для жизнедеятельности людей.
4. Политическую - регулирование властных отношений в обществе, управление обществом политическими методами.
5. Духовную - система ценностей, идеологических ориентаций, традиций, обычаев, религиозных представлений.

26. По каким критериям производится типологизация общества?

Типологизация общества - это отбор и объединение в единый тип определенных обществ, имеющих сходные признаки (уровень развития, способ производства, образ жизни и др.).
В научной литературе имеется множество различных подходов к типологизации. Способы деления обществ на различные типы, как правило, зависят от тех критериев оценки, которые берутся за основание типологизации:
Эволюционный подход - первобытное общество, аграрное, индустриальное, постиндустриальное.
Цивилизационный подход - дикость, варварство, цивилизация.
Формационный подход - первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
По степени внутренней и внешней открытости (демократичности) - открытое и закрытое общества;
По наличию или отсутствию письменности - бесписьменные, письменные.
По способам управления и формам власти - догосударственные и государственные формы организации общества и др.
Общепризнанным считается деление всей эволюционной истории общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

27. В чем особенности формационного подхода к типологизации общества?

Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым Карлом Марксом (1818-1883). Он считал, что господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обуславливают формирование соответствующих сфер общества (настройки): социальной, политической и духовной. По его мнению, общество в своем историческом развитии проходит пять общественно экономических формаций: первобытную (доклассовую), рабовладельческую, феодальную, капиталᴎϲтическую и (в перспективе) коммунᴎϲтическую (бесклассовую). Каждой формации прᴎϲущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталᴎϲтический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный - на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческих - на подневольном труде рабов, для первобытного общества наиболее характерным является прᴎϲваивающий способ производства (собирательство, охота, рыбалка), т. е. люди еще не могли сами производить необходимые для потребления продукты, поэтому они потребляли только то, что находили (добывали) в окружающей природной среде.
Одним из существенных недостатков формационного подхода многие ᴎϲследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, например, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии и некоторых других странах, доминирующую роль сыграла протестантская этика.
В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная. А экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.

28. В чем суть цивилизационного подхода к типологизации общества?

Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом в середине XX в. Он делил историю развития общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.
Доиндустриальное (земледельческое) общество. Для него характерны следующие основные признаки: основной способ производства - земледелие и скотоводство (на ранних стадиях - собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится - в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.
Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.
Индустриальное общество и его основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования.
В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры - города‑гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве (рабочих, техников, инженеров и т. д.).
Постиндустриальное (информационное) общество - это новый количественный этап в развитии общества. Для него характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи - информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения, растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттеджи) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.
Цивилизационный подход к типологизации общества также как и формационный имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (напр. Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.

Литература

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. - М., 1996.
Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // СОЦИС, 2003. № 10.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы. - М., 2000.
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. - М., 1994. Основы социологии. Курс лекций / Отв. ред. А.Г. Эфендиев. - М., 2000.
Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997.
Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. - М., 2003.
Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

## Социально‑классовая структура общества ##

29. Что такое социальная структура и социальное неравенство?

Социальная структура общества - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Но для того, чтобы более наглядно представить всю сложность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: социальный состав общества; институциональная структура общества.
1. Социальный состав общества - совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимает определенную позицию, определенное место в социальной структуре и эти позиции неоднозначны, неравны между собой. Одни социальные общности занимают более выгодные позиции, другие - менее выгодные. Кроме того, уже в самой социальной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды) также занимают разные социальные позиции и имеют разные социальные статусы.
2. Институциональная структура общества - совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической.
Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные статусы‑ячейки, а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью.
Например, Президент России в соответствии с Конституцией РФ переизбирается каждые четыре года, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; родители стареют и умирают, а их статусы занимают новые поколения.
Даже краткий анализ социальной структуры общества позволяет сделать вывод о том, что социальная структура представляет собой и структуру дифференциации общества и вытекающую из этого систему социального неравенства.
Дифференциация (от лат. различие) - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени по принципу «высший» - «низший».
Существуют два основных вида неравенства:
1) естественное, обусловленное естественными различиями людей (пол, возраст, физические и психические данные и др.);
2) социальное, порождаемое социальными факторами (разделением труда, укладом жизни, обладанием тех или иных благ, уровнем образования, властными полномочиями и т. д.
Для первобытного общества наиболее характерным является естественное неравенство, так как распределение статусов и ролей осуществлялось, как правило, ᴎϲходя из естественных различий людей (женский труд, мужской труд, детский труд и т. д.). В современном обществе основным является социальное неравенство, т. е. неравенство, обусловленное социальными факторами, хотя и естественные различия также имеют определенное значение.
Неравенство является необходимым условием организации и функционирования социальной жизни. Любая социальная организация, любое общество могут функционировать и развиваться только в условиях функциональной дифференциации, а управление всегда предполагает соподчинение одних социальных групп другим. Даже в малой социальной группе существует функциональная (ролевая) иерархия и, если два члена группы претендуют на один групповой статус и стремятся выполнять одинаковые функции, то между ними будут постоянно возникать конфликты.
Функционализм объясняет причины социального неравенства тем, что общество может развиваться только благодаря разделению труда. Например, одни члены общества занимаются производством материальных благ, другие - создают духовные ценности, третьи - работают в сфере услуг, четвертые - занимаются управлением и т. д. При этом уровень дифференциации различных сфер жизнедеятельности свидетельствует и об уровне развития самого общества.
Различные виды деятельности оцениваются по‑разному. Одни виды деятельности считаются более важными, другие - менее важными. Для ᴎϲполнения одних социальных функций требуется длительная и весьма сложная подготовка, в то время как для ᴎϲполнения некоторых других функций такой подготовки не требуется. В соответствие с общественной значимостью той или иной социальной роли и уровнем квалификации индивида ее ᴎϲполняющего, он получает от общества определенное вознаграждение и наделяется определенным социальным статусом. Поэтому социальное неравенство - это неравенство статусов, которое обусловлено неравенством способностей и возможностей индивидов.
Любое общество неизбежно воспроизводит социальное неравенство. Для этих целей в разные времена и в разных странах существовали свои институты социального неравенства. Например, в рабовладельческих обществах существовал институт рабства; в кастовом обществе - кастовое деление людей; в сословном обществе люди делятся на разные сословия. Во всех традиционных обществах принадлежность к определенному сословию, как правило, определяется по рождению. В демократическом обществе сословное и кастовое деления в расчет не принимаются. Здесь существуют свои механизмы, свои принципы разграничения людей на разные социальные слои и классы.

30. В чем различия классового и стратификационного подходов в определении социальной структуры общества?

Социально‑классовая структура общества - совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними.
Само понятие «социальный класс» возникает в конце XVIII - начале XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Гизо, О. Тьери и др. В современном им обществе они выделяли три основных класса: собственники земли (феодалы), получающие ренту; владельцы капитала (буржуа), получающие прибыль; рабочие, получающие заработную плату за свой труд.
Дальнейшее свое развитие учение о классах получило в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они считали, что классы возникают в результате общественного разделения труда, формирования частнособственнических отношений и эксплуатации человека человеком. По Марксу, в каждой классовой общественно‑экономической формации существуют два основных, враждебных по отношению друг к другу, класса. Например, в рабовладельческой формации - рабы и рабовладельцы; в феодальной - крестьяне и помещики; в капиталистической - наемные рабочие (пролетариат) и буржуазия. Кроме основных классов существуют и не основные, переходные (остатки прежних или зарождающиеся новые). Например, в буржуазном обществе - крестьянство и помещики; в феодальном - буржуа и пролетариат.
Наиболее полное определение класса, с марксисткой точки зрения, было сформулировано В.И. Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Итак, главным признаком класса, в соответствии с марксистско‑ленинским определением, является отношение к средствам производства. Эти отношения обусловливают и роль класса в общественной организации труда, и в системе власти, и в присвоении общественного продукта.
С середины XIX в. и до середины XX в. марксистское понимание класса считалось одним из основных. Однако в дальнейшем оно начинает приходить в противоречие с изменяющейся социальной структурой общества. Например: 1) вопреки прогнозам Маркса о том, что в промышленно развитых странах доля рабочего класса в социальной структуре будет увеличиваться, она (доля) с середины XX в. начинает снижаться, на смену рабочим приходят автоматические системы; 2) в современном обществе такие категории наемных работников, как менеджеры, юристы, представители шоу‑бизнеса, спортсмены и т. д., могут и не обладая собственностью на средства производства, иметь весьма высокие доходы; 3) в современном обществе внутриклассовое расслоение (в марксистском понимании класса) настолько велико, что мелкий и даже средний собственник, по своему социальному положению, находится ближе к верхним слоям наемных работников, нежели к крупной буржуазии, а расслоение внутри рабочего класса (класса в марксистском понимании) так же не дает основания говорить о нем, как о едином социальном слое.
Основы современного подхода к изучению социально‑классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, Вебер вводит такие дополнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по Веберу, может не зависеть от богатства и власти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприниматели или высокопоставленные чиновники.
Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли такие ученые, как П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Например, русский и американский ученый‑социолог П.А. Сорокин наиболее четко обосновывает критерии принадлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основных критерия: экономический, профессиональный, политический.
Теория социальной стратификации дает более реальное представление о социальной структуре современного общества, нежели марксистское учение о классах. В основе этой теории лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.
Социальная стратификация - это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархическом ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. - слой, пласт) - социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.
Социально‑классовую структуру современного общества принято делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. А для большей дифференциации людей по тем или иным социальным признакам, каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои‑страты.
Число делений на классы и страты может зависеть от конкретных задач социологического исследования. Если целью исследования является получение общего представления о социальной структуре общества, то число делений будет небольшим. Но если необходимо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.
При исследовании социальной структуры необходимо учитывать тот факт, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадает с социально‑классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей может быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалификации - к низшему классу.
Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого в обществе существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает различные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто приобрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.
В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий высокий политический статус, может получать относительно небольшие доходы, а богатый предприниматель - не иметь должного образования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических исследованиях используют интегральный показатель социальной позиции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений. В современной социологии интегральный статус принято определять по четырем основным показателям: материальное положение, уровень образования, престижность профессии, отношение к власти (положение во властных структурах).

31. Что понимается под социальной мобильностью?

Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что внутри ее не происходят какие‑либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые профессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное положение и т. д.
Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность, как любое изменение социального положения. В современной социологии теория социальной мобильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.
Различают следующие виды социальной мобильности:
вертикальная восходящая и нисходящая, - индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т. д.; или наоборот - теряет престижную работу, его фирма банкротится и пр.;
горизонтальная - перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
индивидуальная - отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении;
групповая - целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из‑за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер.
Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят во времена структурной перестройки экономики, острых социально‑экономических кризисах, больших социально‑политических потрясениях (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России привели к свержению старого правящего класса и формированию новой правящей элиты, новых социальных слоев. В настоящее время Россия также переживает серьезные политические и экономические потрясения. Меняются социально‑экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, ценностные ориентации, появляются новые социальные классы и социальные слои. Все эти изменения, происходящие в социальной структуре и в социальных отношениях российского общества, называются социальной мобильностью.

32. Кого называют маргиналами?

Маргиналы - индивиды и социальные группы, которые по своему социальному положению, самоопределению (самоощущению) находятся на стыке (в промежуточном состоянии) двух и более социальных групп или культур.
Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социокультурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентаций. Кроме того, и сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляющие отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой среде. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой социальной среды он чужой - «мещанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим новым положением; для него новая среда - чужая. Нередко он становится объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».
Маргинальность - понятие социально‑психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др., например беженцы.
Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не носит массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.

33. Что представляет собой средний класс?

Само понятие «средний класс» возникло в Англии в конце XVII в. для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей. В дальнейшем к этой социальной категории стали причислять всю совокупность социальных слоев, занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и наемными работниками.
В период зарождения буржуазных, рыночных отношений средний класс был еще сравнительно малочисленным и не мог в достаточной мере обеспечивать социальную стабильность общества и противостоять социальным катаклизмам. Однако, уже в середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс в своем знаменитом «Манифесте коммунистической партии» писали о среднем классе того времени, как о зажатом между крупной буржуазией и рабочим движением антиреволюционном классе. В.И. Ленин называл средний класс «болтом», который мешает революционной борьбе.
Классики марксизма были абсолютно правы в том, что средний класс в действительности является своего рода «буфером» между двумя непримиримыми полюсами - бедными и богатыми слоями общества. Поэтому чем тоньше прослойка среднего класса, тем вероятнее столкновение этих двух антагонистических классов.
Развитие промышленности, науки, образования и сферы услуг способствовали количественному и качественному росту среднего класса. В промышленно развитых странах средний класс состав

Слово «общество» известно каждому из вас. Но стоит задуматься - что оно обозначает?

Понятие общества

Современный человек не может существовать без других людей. В 5 классе вы узнали, что в человеке соседствуют два начала: биологическое и социальное. Последнее означает, что всю жизнь, от младенчества до старости, мы учимся жить в обществе, усваиваем правила поведения, осваиваем различные социальные роли.

Обратившись к историческому прошлому человечества, вспомним, что первобытные люди объединялись в родовые общины, чтобы совместно добывать пищу, заботиться о детях и стариках, спасаться от стихийных бедствий, защищаться от врагов и от нападений диких животных, осваивать новые территории. Люди всё это делали совместно, сообща. Отсюда и произошли понятия «сообщество», «общество». Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду.

Учёные считают, что общество, в котором мы живём, появилось одновременно с появлением на Земле «человека разумного» - или, как его ещё называют, человека современного вида. Это произошло около 40 тыс. лет назад.

Понятие «общество» чрезвычайно многообразно. Оно может включать в себя два десятка человек - 6 «А» класс, а может больше миллиарда - современные Китай и Индия.

Обществом могут называть объединения людей по интересам. Например, общество любителей подводного плавания или общество защиты дикой природы.

Обществом называют также народ, проживающий на территории данной страны, государства. Эти понятия следует различать: страна - географическое понятие, государство - политическое, а общество - социальное (от латинских слов socium - общество; socialis - общественный).


Общество исследует социология - наука, изучающая устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Изучением стран занимается география, а государств - политология и правоведение.

    Страна - территория, имеющая определённые границы (например, Россия, Китай).

    Государство - это организация верховной власти со своей системой учреждений (парламент, правительство, армия, полиция, суды), осуществляющих свою деятельность и управление обществом на определённой территории.

    Общество может обозначать:

    • человечество в целом;
    • обществом называют людей, проживающих на территории какой-либо страны или государства (российское общество, французское общество и др.);
    • объединение людей по интересам (спортивное общество), по происхождению (рыцарское общество), по профессии (рабочие, учителя) и т.д.;
    • обществом называют конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество, средневековое общество и др.).


Какие значения понятия "общество" отражают иллюстрации?

Общественные отношения

В 5 классе мы начали с вами разбираться в межличностных отношениях, которые формируются в малых группах людей (семье, ученическом коллективе и т.д.), лично знакомых друг с другом. Самых разных людей связывают в общество общественные отношения, которые складываются между людьми как представителями больших социальных групп и между большими социальными группами. Нации, городское население, рабочие, молодёжь, пенсионеры, школьники, врачи, учителя и т.д. - это всё большие социальные группы. Они включают в себя тысячи и миллионы людей. Коллективные (но не личные) отношения между людьми называются общественными отношениями.

    Общественные отношения - это отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, профессий, народов и др.). Они основаны на коллективных правилах, т.е. требованиях вести себя определённым образом.

В больших группах существуют общественные отношения, а в малой группе устанавливаются межличностные отношения

Приведём пример. Учитель может относиться к ученику с большой симпатией, но если ученик не выучил урок, то он ему поставит двойку. Учитель и ученик - это представители двух больших социальных групп, их отношения подчинены определённым правилам, у них разные социальные статусы (положение в обществе) и разные социальные роли (поведение, соответствующее статусу).

Общественные отношения регулируются законами, нравами, традициями, обычаями, т.е. коллективными нормами - представлениями о том, как, например, заключаются браки между людьми, как решаются трудовые споры, как подобает вести себя ученику в школе и многое другое, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Общественные отношения составляют основу общества. Они скрепляют множество людей в единое целое. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определённые отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом и т.д.

В окружающем нас мире существуют разнообразные формы общественных отношений: соперничество (конкуренция), взаимопомощь, сотрудничество, любовь, вражда. Например, политики соперничают друг с другом за голоса избирателей на выборах в органы государственной власти, школьные спортивные команды конкурируют за первое место в районной спартакиаде, спасатели разных стран сотрудничают, устраняя последствия землетрясения и помогая людям, и т.д.

    Приведите примеры того, как в жизни или в истории проявляются обозначенные на схеме формы общественных отношений.

У общественных отношений есть два обязательных свойства - устойчивость и изменчивость. Например, учителя и ученики существовали во все времена, по общественные отношения между учителем и учеником в Древнем мире или в Средние века были совсем другими, нежели в современном обществе. Раньше учитель имел право наказывать розгами нерадивого ученика, а родители поддерживали этот порядок, иногда «для верности» добавляя наказания дома. Ныне розги запрещены, как запрещено и многое другое. В современном мире общественные отношения строятся на уважении прав человека, неукоснительном соблюдении законов.

Подведём итоги

Общество - необходимое условие жизни человека. Учёные считают, что общество существует около 40 тыс. лет, со времени появления «человека разумного». «Общество» - многозначное понятие.

Отношения, складывающиеся между людьми как представителями больших социальных групп, называются «общественными».

Основные термины и понятия

Общество, страна, государство, общественные отношения.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «общество», «страна», «государство», «общественные отношения».
  2. Почему понятие «общество» имеет много значений? Какое из них вы считаете наиболее важным для изучения обществознания?
  3. Чем различаются общественные и межличностные отношения? Какие встречаются чаще? Приведите примеры.
  4. Объясните, что такое «социология», «правоведение», «политология». Что они изучают? При подготовке ответа обратитесь к словарю в конце учебника.

Практикум

  1. Используя знания об обществе, определите, в каком значении употребляются понятия: «древнее общество», «средневековое общество», «спортивное общество», «высшее общество», «российское общество».
  2. Какие понятия: «общество», «страна» или «государство» - пропущены в предложениях?
    1. ------ любителей фиалок организовало выставку-продажу.
    2. Власть в средневековых ----- чаще всего принадлежала монарху.
    3. ------ Египет находится в Африке.
  3. Подготовьте рассказ на тему «Путешествие в древнеримское общество».
  4. Прочитайте рассказ Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Как вы понимаете смысл названия этого рассказа?

Общество как социальная система


1. Определение понятия «общество». Основные признаки общества.

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т.

д. В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория - это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты - в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства - политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность - способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества - не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры». Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения - Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы - россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

2. Типология общества

В научной литературе существуют различные подходы к типоло - гизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые , другие - на первобытные и современные , третьи - на варварские и цивилизованные и т. д.

Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный - на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий - на подневольном труде рабов и т. д.

Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика.

В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства - земледелие и скотоводство (на ранних стадиях - собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.

Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры - города- гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т. д.).

Постиндустриальная цивилизация - новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи - информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.

Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство . Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.

Гражданское общество

Гражданское общество - это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства.

Во взаимодействии общество-государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.

Основные признаки гражданского общества:

Разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

Демократия и плюрализм в политической сфере;

Рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

Экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

Социальную основу гражданского общества составляет средний класс - это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

Идеологический и религиозный плюрализм;

Свобода слова и средств массовой информации.

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.

3. Социальное взаимодействие, социальные отношения, социальный контроль

Социальное взаимодействие

Социальное действие - это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей. Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других - «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Социальные отношения

Социальные отношения - отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, принимающих неоди­наковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающихся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личностного потребления. Субъектами соци­альных отношений являются "различные общности людей, вступаю­щие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности.

Социальные отношения представляют собой отношения равенст­ва и неравенства социальных групп по положению и роли в обще­ственной жизни. С одной стороны, социальные отношения - это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать ха­рактер сотрудничества или конфликта (на основе совпадения или столкновения интересов этих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму - например, через отношения с государством. Изменения характера этих взаимоотношений обусловливаются изменениями в социаль­ном положении и социальном облике взаимодействующих общно­стей.

С другой стороны, понятием "социальные отношения" характе­ризуется взаимное положение групп в обществе, т. е. то содержа­ние, которое вкладывается в понятие социальных различий. По­следние связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностя­ми и условиями существования и развития личности в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности.

Социальный контроль

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.

Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1) правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2) нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания.

Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля - физическое насилие . Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой , может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля . Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, как самоконтроль . Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.