Надомное обслуживание

June 1st, 2012

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация - это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала, успешно преодолевается использованием специальных технологий, среди которых наиболее распространенными являются трудотерапия и арт-терапия. Трудотерапия - активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми людьми используются несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления.
1. Общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реабилитации.
2. Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, т.к. ее цель - устранение беспомощности старого человека.
3. Восстановительная (функциональная). Цель - воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобранные виды трудовой деятельности.
4. Развлекательная (терапия занятостью). Ее цель - уменьшение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вынужденным продолжительным пребыванием в ограниченном пространстве.
5. Профессиональная направленность на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии. С помощью специальных социальных служб по трудоустройству пожилых и инвалидов их обеспечивают работой с уменьшением ее объема, темпа и нормы выработки.
Арт - терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование и др.) не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт - терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и др. социальных учреждениях.
Неотъемлемым элементом системы социального обеспечения пожилых и престарелых граждан выступает социальное обслуживание. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находившихся в трудной жизненной ситуации. Если пенсионное обеспечение направлено на удовлетворение материальных потребностей пожилых людей, то социальное обслуживание выступает технологией решения личностных проблем пожилого человека начиная от проблемы общения, взаимодействия с другими людьми и до получения социально-бытовых и иных услуг.
Основные законы, составившие правовую базу для функционирования системы социального обслуживания: Федеральный закон от 10.12.95 г. № 195-ФЗ «об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 2.08.95 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
К числу учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, относят: геронтологические центры, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи на дому, центры психолого-педагогической помощи, специальные дом для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания, отделения дневного пребывания.
Формы социального обслуживания пожилых людей: стационарное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
а) Социальное обслуживание на дому.
Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Основная цель службы социальной помощи на дому - максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. Поэтому социальное обслуживание на дому является приоритетной моделью социального обслуживания пожилых и престарелых людей.
Службой социальной помощи на дому услуги пожилым гражданам предоставляются в соответствии с Законом «О социальном обслуживании граждан» и постановлением правительства РФ от 25.10.95г. «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг».
Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, а в городской местности - не менее 120 пожилых и инвалидов.
Основными направлениями деятельности отделения социального обслуживания на дому являются:
? выявление и учет пожилых людей, нуждающихся в обслуживании (составляется картотека учета);
? оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи;
? содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ.
б) Срочная социальная помощь.
Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг установлен федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрены следующие услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, в том числе по телефону доверия; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями. К таким видам можно отнести бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечение дровами, углем.
в) Полустационарное социальное обслуживание
Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.
Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:
? организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);
? социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);
? содействие в организации правовых услуг;
? содействие в организации ритуальных услуг.
Наметившаяся тенденция сокращения услуг стационарных учреждений связана с увеличением масштабов оказания амбулаторной помощи инвалидам и престарелым, проживающим в обычных домашних условиях, нестационарными учреждениями социального обслуживания. Последние представлены отделениями социальной помощи на дому (в т.ч. при домах-интернатах, территориальных центрах, отделах социальной защиты), территориальными центрами социального обслуживания и территориальными службами социальной помощи (как правило, на базе территориальных центров и отделений социальной помощи на дому при рай(гор)отделах (управлениях) социальной защиты населения).
Отделения социальной помощи на дому предоставляют минимально необходимый комплекс услуг по доставке продуктов питания, лекарств, дров (угля), оплате жилищно-коммунальные и др. расходов.
В последнее время эта организационная форма дополняется другой, вызванной переходом к рыночной экономике, когда значительная часть пожилых людей и инвалидов оказалась на грани нищеты, утратив средства к существованию, в экстремальной жизненной ситуации. Это - служба срочной социальной помощи. Основные виды услуг службы срочной социальной помощи включают: обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем, оказание экстренной психологической помощи, помощь в определении инвалидов в дома-интернаты и больницы, предоставление услуг парикмахеров, мастеров по ремонту электробытовых приборов, активное сотрудничество с государственными, общественными, религиозными организациями, благотворительными фондами, средствами массовой информации, органами государственного управления и др.учреждениями для принятия мер по разрешению острых жизненных ситуаций.
Необходимость функционирования служб срочной социальной помощи неоспоримо, так как они развивают и дополняют услуги отделений социальной помощи на дому и, - самое главное - позволяют оказавшимся за гранью нищеты нетрудоспособным инвалидам поддерживать свое существование.
К полустационарным формам социального обслуживания следует отнести территориальные центры, преимущество которых состоит в возможности сочетания медицинского и социального обслуживания инвалидов. Территориальные центры социального обслуживания позволяют также организовать питание, создать условия для общения инвалидов и пожилых людей. Последнее является немаловажным фактором для поддержания морального тонуса у людей, проживающих вне семьи.
Первоначально создание территориальных центров предусматривалось преимущественно вместе со стационарными отделениями, где создавались условия для временного пребывания (5-10 дней) ИОВ в достаточно комфортабельных условиях и профилактического лечения (физиотерапия, фототерапия, массаж, психологическая разгрузка). Однако, создание территориальных центров со стационарным обслуживанием требует дополнительных условий и, соответственно, более существенных затрат, для чего органы соцзащиты на местах не всегда располагают необходимыми финансовыми средствами.
Территориальные центры социального обслуживания имеют большие резервы для удовлетворения потребностей инвалидов. По данным руководства центров более 5 % обслуживаемых готовы оплатить дополнительные (сверх предоставляемых бесплатно) услуги. Но лишь немногие территориальные центры и отделения социальной помощи предоставляют платные услуги по просьбе инвалидов, а комплекс услуг в целом ограничен общим набором: приготовление пищи, мытье посуды, доставка белья в прачечную, стирка белья дома, предоставление банных услуг, уборка квартиры, мытье окон, покупка продуктов, лекарств, промтоваров, прогулка с собакой и т.д.
Полустационарную форму социального обслуживания в г.Волгограде представляют: Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района и Городской Центр социальной помощи в Кировском районе.
Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, рассчитанный на 30 мест, предназначен для социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их питания, отдыха, поддержания активного образа жизни, привлечения к трудовой деятельности. На обслуживание в Центр принимаются граждане пожилого возраста: мужчины с 60 лет, женщины - с 55 лет, инвалиды I и II групп сроком на две недели, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению.
Центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района создан в 1995 году. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связи семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений: организация общения и досуга детей: обучение навыкам самообслуживания, бытовой адаптации, оказание консультативной помощи.
Городской Центр социальной помощи в Кировском районе создан в целях защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, находящихся в кризисной жизненной ситуации и осуществления мер по реабилитации.
В вопросе развития принципов соотношения платности и бесплатности услуг необходимо подходить адресно и индивидуально. Удовлетворение специфических потребностей клиента за умеренную плату должно быть дополнением к удовлетворению его общих потребностей безвозмездно. Обоснование такого подхода подтверждается опытом зарубежных систем социального обслуживания, в частности Финляндии, где стремятся оказывать клиенту такие услуги, которые способствуют (стимулируют) его самостоятельность и служат предпосылкой хорошего морально-нравственного и психологического состояния.
В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20.07.93г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и другие.
К основным задачам центра социального обслуживания в совместной деятельности с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) относятся:
- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой, периодичности ее предоставления;
- предоставление социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
-анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
г) Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. К государственным стационарным учреждениям социально-бытового обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального РСФСР от 27.12.78г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того - подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.
К другим учреждениям данного типа относится также психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В стационарные учреждения для престарелых принимаются граждане пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны.
Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина. Заявление о приеме в дом-интернат с медицинской картой подается в вышестоящую организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя. Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.
Лица, находящиеся в домах-интернатах общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в них, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации, переведены в специальные дома-интернаты. Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов ранее судимых, занимающихся бродяжничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел и др. лиц, за которыми установлен административный надзор в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 года «О развитии сети специализированных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».
Функционирование домов-интернатов как одной из основных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке. Стационарная форма социального обслуживания представлена в г.Волгограде Тракторозаводским центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Отделение со стационаром предназначено для медицинского, культурного, бытового обслуживания, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.
В настоящее время в стационарные учреждения поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода, а также те, кто не имеет жилья. Альтернативой домам-интернатам в скором будущем могут стать специальные жилые дома для пожилых людей (примерное Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденное Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года), которые несмотря на некоторые недостатки, все же имеют ряд важных преимуществ.
Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые. Приоритетным направлением является развитие моделей нестационарного социального обслуживания (центров социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому), которые позволяют максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддерживать их личный и социальный статус.
Таким образом, основными технологиями в настоящее время являются государственные технологии социальной защиты пожилых людей - пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь. Однако приоритетным направлением социальной работы с пожилыми людьми является организация жизненной среды стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у пожилого человека всегда была возможность выбора способов взаимодействия с этой средой, т.к. пожилые люди - это не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Отсюда вытекает необходимость альтернативных технологий социальной работы с пожилыми людьми. Среди которых можно выделить благотворительную помощь, клубную работу, группы само и взаимопомощи.

Оказание дополнительной помощи на дому, уход за беспомощными людьми в домашних условиях (специальные передвижные кухни, ремон­тные бригады, телефонные линии, сиделки у больных, высококвалифи­цированные социальные работники) появилось на Западе в начале 1970-х гг. и называется aides-menageres (помощью на дому). В России отделе­ния социальной помощи на дому были созданы в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российс­кой Федерации.

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов соци­альной работы. Его главная цель - максимально продлить нахождение граж­дан в привычной для них среде обита­ния, поддержать их личностный и со­циальный статус, защитить их права и законные интересы 37 . Д. Горовитц и Д. Шиллинг определяют помощь на дому, как комбинацию медицинских, соци­альных, практических услуг, которые обеспечивают потребности пожилых и позволяют им оставаться дома 38 . Помощь на дому - это професси­ональная помощь посредством визитов на дом к пациентам, имеющим по­вышенный риск заболеваемости или повреждения, заболевания, наруше­ния функций, к терминальным больным и всем нуждающимся в кратко-и долговременной помощи профессиональных работников 39 . Службы по­мощи на дому включают: визиты персонала на дом; инфузионная терапия на дому; поставка медицинского оборудования на дом; хоспис; услуги пат­ронажных работников. В помощь на дому входят и широкий круг вспомо­гательных услуг, таких как доставка пищи на дом, местный транспорт, финансовая помощь, дневные программы на базе медицинских или соци­альных учреждений. Она означает также помощь семье в ее работе по ухо­ду. Специалисты выделяют два вида помощи на дому - формальную, ко­торая обеспечивается группой профессионалов, работающих в бригаде или

37 См.: Социальная работа с пожилыми / Ред.-сост. Т.Е. Демидова. М., 1995.

38 Horowitz D., Shilling D. The Figth Back. Guide to Senior Citizen"s Medical Care. N.Y.,1993. P. 71-72.

39 Popovich M. On Accreditation of Health Care Organisations. The ABC of Accriditation // Home Care
Provider. 1996. Vol. 1. N 1. P. 51.

отдельно, а также неформальную, обеспечиваемую родственниками, дру­зьями или соседями 40 .

Бригадная форма помощи тяжелобольным - это комплексное обслужи­вание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.

В США профессиональные услуги помощи на дому предоставляют сер­тифицированные Агентства помощи на дому, которые могут быть частны­ми или некоммерческими. Финансирование их деятельности осуществля­ют две федеральные программы - Medicare и Medicaid. Агентства реализу­ют медицинские и реабилитационные программы, включая медицинскую помощь, квалифицированный уход и наблюдение; услуги и консультации социальных работников, психологов и диетологов; физиотерапию; трудоте­рапию; доступность госпитального ухода; контроль питания; лабораторные и радиологические услуги; физиотерапию, речевую и трудотерапию; инга­ляционную терапию; услуги медицинской техники; вспомогательные и сте­рильные материалы; фармацевтические услуги; транспортировку; бытовую помощь 41 .

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, в нашей стране относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимо­сти; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в ме­дицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в со­ответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ри­туальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработ­ка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные уч­реждения органов социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

В соответствии с действующим Положением социальное обслужива­ние на дому может осуществляться на постоянной или временной осно­ве (до шести месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а так­же в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одино­кие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также, проживающих

40 Zuckerman С, DublerN.N., Collopy В. Home Health Care Options. A guide for older persons and concerned
families. N.Y., 1990. P. 26-27.

41 NassifJ.Z. The Home Health Care Solution. N.Y., 1985.

в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного ре­гиона минимального уровня 42 .

Основными направлениями деятельности отделения социальной помо­щи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нужда­ющихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходи­мой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством. В нашей стране свыше 900 тыс. одиноких пожилых обслуживаются соци­альными работниками на дому.

В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения име­ются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, спе­циализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важ­ные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляю­щие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди. Адресная социальная помощь в существующей кризисной ситуации оказывается наиболее нуж­дающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет. Социальная поддержка проводится с учетом специфики ре­гиона. В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства меди­цинские сестры Красного Креста проводят обучение населения по уходу за больными, осуществляют несложные лечебные процедуры, приглашают для консультаций врачей, юристов. Эти комнаты являются своеобразными ко­ординирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.

1.1.Социально-психологические проблемы пожилых и инвалидов и их учет в социальном обслуживании на дому……………………………………….…………………….…………...…...8

1.2.Правовое регулирование социальной защиты пожилых и инвалидов………..…………………………………………………….........….14

Глава 2. Решение специфических проблем пожилых и инвалидов средствами социальной работы

2.1.Социально-бытовое обслуживание на дому как приоритетное направление в деятельности социального работника……………………………………………..…………………….…..22

2.2.Реабилитационные услуги как средство решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании………………………………………………..…………….…..32

Заключение………..………….……………………………………...….40

Литература…………..……………….……………………………….....43

Приложение………………………………………….………….…....…50

Введение

Тенденция старения населения является социальной закономерностью. Это создает ряд проблем экономического, политического, культурного характера. Главной из них является поддержание высокого уровня качества жизни пожилых людей. Здесь очевидна необходимость интеграции усилий всех социальных институтов для создания условия для достойной жизни наиболее незащищенных категорий населения.

Еще одной незащищенной группой населения, особенно нуждающейся в социальной помощи, являются инвалиды. Понятие инвалид как социальный статус – это «особый статус человека в результате болезни, травмы, врожденного дефекта и прочее, в котором его социальное функционирование происходит на сниженном уровне в связи с ограничениями жизнедеятельности, утратой волевых ресурсов и психологического надлома» 1 .

В статье 2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми» говорится, что организация ухода и помощи нетрудоспособным гражданам является частью социальной защиты населения Республики Коми и основывается на следующих принципах:

соблюдение законных прав нетрудоспособных граждан, гарантированных КонституциейРоссийской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации и законодательными актами Республики Коми;

ориентация государственной политики в сфере социальной защиты населения на индивидуальные потребности нетрудоспособных граждан;

добровольное согласие граждан, выразивших желание осуществлять уход и помощь нетрудоспособным гражданам, а также взаимное согласие нетрудоспособных граждан на получение ухода и помощи;

уважительное и гуманное отношение к нетрудоспособным гражданам 2 .

К сожалению, несмотря на принятие многочисленных законодательных документов на уровне правительства, федеральных и местных органов, пожилые и инвалиды остаются в наименее защищенном социальном положении.

Вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов посвящены работы А.Н. Аверина, Н.Ф. Дементьевой, Е.И. Холостовой, Г.Ф. Нестеровой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Авторы пишут о правовой защите граждан пожилого возраста, о специфике социальной работы с данной категорией граждан.

Психосоциальной работе с пожилыми и инвалидами посвящены работы таких авторов, как О.А. Нор-Аверян, Т.И. Целевич, О.В. Краснова, Г.М. Перфильевой.

Описан опыт реабилитации инвалидов в работах Н.П. Жигаревой, В.И. Радуто, В.С. Ткаченко, О.В. Трошина, С.В. Шмелева.

К сожалению, анализ изученной литературы показывает, что такому виду социальных услуг как надомное обслуживание уделяется недостаточное внимание. В профессиональной прессе печатаются в основном статьи прикладного характера, когда специалисты-практики (социальные работники) делятся накопленным опытом обслуживания на дому. Среди учебных изданий следует назвать работу Р.И. Еруслановой «Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому» (М., 2010). Тогда как объемный перечень просмотренных материалов (профессиональная пресса, в частности «Социальная защита», «Работник социальной службы», «Социальная работа» и др.), посвященных проблемам социального обслуживания инвалидов и пожилых граждан, показывает, что наиболее востребованным для такой категории граждан является услуга по надомному обслуживанию. Так, М.Н. Егорова сообщает, что «социальное обслуживание на дому – одна из важнейших и востребованных форм социальной защиты» 3 .

Как отмечают специалисты, «социальное обслуживание на дому является одной из форм обслуживания, позволяющей обеспечить пожилым гражданам максимально возможную продолжительность автономной жизни в привычных социальных условиях» 4 .

Актуальность исследования темы надомного обслуживания пожилых и инвалидов состоит в том, что на сегодняшний день услуга надомного обслуживания является наиболее востребованной среди прочих социальных услуг. Однако существует множество проблем, встающих как перед теми, кто желает эти услуги получать, так и перед теми, кто оказывает эти услуги. Недостает квалифицированных специалистов, которые имели бы не просто образование социального работника, но и владели достаточной медицинской и психологической подготовкой, так как граждане, нуждающиеся в надомном обслуживании как правило, особо нуждаются в медицинской и психологической помощи. Со стороны получающих такую услугу есть нарекания на качество, объемы оказываемых услуг. Поэтому необходимо решить вопрос о повышении эффективности предоставляемых услуг на дому, в частности: пересмотреть перечень социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому; разработать единые критерии нуждаемости в социальных, социально-медицинских и других услугах.

Решение проблем социального обслуживания на дому должно способствовать: улучшению (стабилизации) состояния здоровья обслуживаемых категорий граждан, увеличению продолжительности их жизни; повышению качества и доступности оказываемых социальных услуг; экономии финансовых средств на организацию обслуживания; активизации структур гражданского общества и бизнеса в интересах пожилого населения и инвалидов.

Цель исследования – анализ специфики проблем граждан пожилого возраста и инвалидов для совершенствования практики надомного обслуживания.

Для достижения цели решаются задачи:

1.Представить граждан пожилого возраста и инвалидов как объект социального обслуживания;

2. Выяснить специфику проблем пожилых и инвалидов;

3.Определить законодательную базу, регулирующую систему оказания социальных услуг;

4.Представить социально-бытовое обслуживание на дому как приоритетное направление в деятельности социального работника;

5.Обозначить реабилитационные услуги, оказываемые социальными работниками гражданам пожилого возраста и инвалидам, как важное средство решения проблем данной категории граждан.

Объект исследования – граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся на надомном обслуживании.

Предмет исследования – решение специфических проблем граждан пожилого возраста и инвалидов.

В качестве метода исследования в курсовой работе был использован метод анализа литературы.

Теоретико-методологической базой исследования послужили справочно-правовая система «КонсультанПлюс», материалы из периодических изданий об опыте работы социальных служб по оказанию помощи пожилым гражданам и инвалидам.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.

Данная курсовая работа будет полезна для специалистов и работников социальных служб.

Введение. 2

1. Гериатрическая помощь в адаптации к старости. 3

2. Социальная работа в домах-интернатах для престарелых. 5

3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому. 9

Заключение. 12

В течение последних пятидесяти лет уходящего столетия процесс старения в мировом масштабе развивается с такой стремительностью и последовательностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого государства. В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже представить. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие. Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

1. Гериатрическая помощь в адаптации к старости

Организация помощи пожилым и старым людям с точки зрения сохранения и укрепления их здоровья не может ограничиваться только медицинскими мерами и должна носить комплексный социально-медицинский характер. Именно такой смысл и организационный подход включает в себя понятие “Гериатрическая помощь”. Социальная работа должна стремиться к цели сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.

Основной задачей является сохранение соматического здоровья пожилых и старых людей. Медико-социальная работа заключается в постоянном контакте с муниципальными социальными службами, бюро по трудоустройству, общественными советами пенсионеров с целью выявления лиц, желающих продолжить трудоустройство по медико-социальным показаниям: одинокие старые люди, пенсионеры, имеющие маленькую пенсию.

Нередко задержание “пожилых трудящихся” в трудовой и профессиональной активности без изменения условий и норм производства способствует лишь ускорению процесса старения, ухудшению соматического здоровья, нарастания заболеваемости и смертности в старших возрастных группах населения. Бесспорно, в процессе старения человек вынужден постоянно сдавать свои позиции, уступать или передавать свои ролевые функции молодым людям. Стратегия трудовой реабилитации должна состоять в разработке: во первых, воздействий, замедляющих темп старения, развитие возрастной патологии; во вторых, средств, повышающих уже сложившийся низкий уровень трудоспособности. В глобальном плане проблема трудовой реабилитации сливается с проблемой увеличения продолжительности жизни. Реабилитация - это возрождение способности быть полезным обществу, чувствовать себя его полноправным членом. Во всех случаях реабилитация должна быть направлена на предупреждение и замедление стремительного процесса старения. В предпенсионном периоде главную роль надо отвести социальной реабилитации, что включает в себя подготовку и рациональному образу жизни. Активизировать общественную жизнь в коллективах, восстановить наставничество, пропагандировать курсы общего образования по типу “университетов третьего возраста”, организовать клубы по интересам, художественную самодеятельность и т.п. Одной из важных задач комплексной предпенсионной подготовки является формирование сознательного отношения к своему здоровью и потребности в получении и использовании соответствующих герогигиенических знаний. Необходим максимальный учет социально-групповых и индивидуальных особенностей стареющих трудящихся, их образовательного уровня и интересов, возрастных изменений интеллекта, памяти, способности воспринимать новую информацию.

Для успеха в реабилитации, т.е. восстановлении здоровья, достижении возможного оптимума в физическом и профессиональном отношении, следует предусмотреть и определенное снижение психического потенциала, а так же воспитание у стареющего работника представлений и практических навыков активного, здорового образа жизни в пенсионном периоде. Эффективность реабилитации включает в себя: физиологическую эффективность, т.е. улучшение или стабилизацию функционального статуса; экономическую эффективность, т.е. увеличение производительности труда и сокращение сроков реабилитации и ресоциализации стареющих работников; социальную эффективность, т.е. устранение вредного влияния окружающей Среды. Социальная Среда является многофакторным образованием. Многофакторность социальной Среды характеризуется высокой социальной значимостью для личности любого человека, направленной на формирование у него жизненных притязаний, авторитета, статусно-ролевых взаимоотношений, позиций, диспозиций, поведения и др. Притязание на социальное признание является важной потребность личности.

Социальная Среда и личность человека находятся в двухстороннем взаимодействии, влияя друг на друга, видоизменяя и трансформируя друг друга в процессе этого взаимодействия. Причем это влияние бывает как позитивное (социальной творчество), так и негативное (социальная патология). Наиболее ярким примером проявления жизненных притязаний людей пожилого возраста и инвалидов, в современных условиях - социальной Среды, характеризующим является незаинтересованность к новой социальной роли в социальной среде.

Лучшее средство против старения - это поддерживать восприимчивость к явлениям реальной жизни. Надо учитывать и говорить пожилым людям, что организм пожилого человека обладает определенными резервами, способностью к восстановлению функций в результате правильной их тренировки и стимуляции. Профессия социальная работа должна играть ведущую роль при выявлении потребностей старых людей, разработке и осуществлении профилактических, поддерживающих и восстановительных мероприятий. Она должна включать организацию и координацию многопрофильной деятельности вместе с органами здравоохранения для решения проблем, связанных с последствиями постарения населения.

2. Социальная работа в домах-интернатах для престарелых

В 80-е годы развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на подлинное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалифицированная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах и люди предпенсионного возраста.

Старость - особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые так же связаны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте “уход в болезнь”. При подходе к процессам старения и старости рассматриваются две стороны этой проблемы: особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов. Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно иметь ввиду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом - нарушение адаптационных механизмов.

Особую значимость при общении с лицами старшего возраста имеют приобретение знания социальным работником по особенности расстройства памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, первичного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.).

Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовывать помощь специалиста. Помещение в дом-интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состояние здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной психического расстройства. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа “прохождения” социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.

Во время пребывания пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома-интерната большая роль отводится социальному работнику. Она состоит в том, чтобы разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и т.д. Проведение беседы, ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожилых людей, решивших поступить в эти учреждения, во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности.

Роль социального работника состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для это необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, так же преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальной работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению, и со степенью сохранности к самообслуживанию. Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям. Для социального работника в доме-интернате для пожилых людей и инвалидов представляет широкое поле деятельности.

Социальный работник осуществляет организацию социально-средового воздействия на пожилых людей с учетом возрастных особенностей, на основе изучения их пожеланий и потребностей, уровня образования и т.д. Особую роль приобретает организационная работа по активному вовлечению пожилых людей в общине, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересам. Осуществление этой работы направлено на стабилизацию психологического статуса пожилых людей, находящихся в доме-интернате, на ощущение наполненности жизни, на осознание того, что их интересы учитываются работниками учреждения.

Таким образом на протяжении всего периода проживания пожилых людей в доме-интернате они нуждаются в помощи социального работника. По существу, он является основной “фигурой” в организации социально-психологической адаптации пожилых людей. Место социального работника в этой области деятельности учреждения современно определено. Социальный работник - это специалист, владеющий знаниями в области психологии, социальной педагогики, социологии и т.д., в своей повседневной деятельности контактирует с другими специалистами, а при отсутствии их выполняет их функции. Значительная роль в организации реабилитационных мероприятий принадлежит врачу, который, основываясь на показаниях состояния здоровья, способности к самообслуживанию и передвижению, определяет показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий, контролирует влияние этих мероприятий на состояние здоровья и оценивает их эффективность. Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах для пожилых должны осуществляться желательно по индивидуальным программам, где прогнозируется определенный эффект в каждом конкретном случае. Должна учитываться индивидуальность человека - это набор специфических, присущих только данному человеку, психологических особенностей, которые рассматриваются в комплексе.

3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому

Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях они нуждаются в помощи и периодических услугах.

Территориальный центр социального обслуживания предназначен для постоянного, временного проживания или дневного пребывания в условиях стационара престарелых и инвалидов, и обслуживания на дому одиноких граждан пенсионного возраста. В стационар территориального центра принимают престарелых граждан и инвалидов первой и второй групп, нуждающихся в посторонней помощи и не имеющих родственников, обязанных по закону их содержать. На дневное прибывание не принимают людей, за которыми требуется постоянный посторонний бытовой уход. Надомное обслуживание предназначено одиноким престарелым гражданам и супружеским парам, а также инвалидам первой и второй групп.

Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское обслуживание, в дневное время организуют посильную трудовую деятельность, общение друг с другом. Лица, зачисленные на обслуживание в отделение дневного пребывания, могут пользоваться клубными помещениями, банями, библиотеками наравне с проживающими в стационарных центрах. Им должна быть оказана медицинская помощь в объёме учреждения. Питание обычно платное поскольку пенсию они получают в полном объёме.

Задачами отделений социальной помощи являются:

· выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

· установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подлежащие обслуживанию лица, Комитетами Общества Красного Креста, Советами ветеранов войны и труда и другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам;

· содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или попечительства, а так же помещения в дома - интернаты или территориальные центры социального обслуживания;

· доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных, необходимых промышленных товаров и медикаментов;

· сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку, прачечную, мастерские по ремонту;

· содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого помещения, ремонте жилья и внутриквартирного сантехоборудования;

· выполнение просьб, связанных с ведением переписки, оплата коммунальных услуг;

· организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов;

Нормативным актом определены штаты отделения социальной помощи. Его возглавляет заведующий, который организует и контролирует всю деятельность социальных работников из расчёта одна должность для обслуживания на дому от 8 до 12 человек. Социальные работники выходят к подопечным по графику. Их снабжают специальными хозяйственными сумками, халатами и инвентарём для уборки помещений. Кроме того, обязательны удостоверения, дающие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, бесплатное пользование транспортом.

Заключение

В современной реальности социальная работа с пожилыми людьми приобретает все большую актуальность. До сегодняшнего времени в России не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами. Социальная работа с такими категориями лиц, как пожилые люди, в России проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Сегодня назрел вопрос о квалифицированных кадрах, призванных организовать социальную работу с пожилыми людьми на должном уровне.

Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами являются живая связь с современностью и сопротивление внешним и внутренним факторам социальной изоляции. Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности, обеспечивает ее полноценность. В связи с этим социальная реабилитация пожилых людей представляется важной задачей социальной работы в условиях современной демографической ситуации.


1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения. – М., 1987.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. – М., 1988.

4. Дементьева Н.Ф. К потребности в медицинской помощи лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах // Здравоохранение. – 1990. – № 3.

5. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. – СПб., 1996.

6. Неганова С.А. Комплексная оценка нуждаемости лиц пожилого и старческого возраста в посторонней помощи в зависимости от состава семьи // Вестник. – 1981. – № 6.

7. Палунин В.С. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилого возраста.- СПб., 1991.

8. Сараева Л.Д. Социально-гигиенические аспекты условий жизни трудоспособного населения старшего возраста. – Рязань, 1982.

9. Сачук Н.Н. Структура и факторы социально-культурной активности пенсионеров в процессе социальной адаптации // Вестник АМН. – 1986. – № 10.

10. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. – М. – 1999.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Социальное обслуживание пожилых людей

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ

Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.

Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль в формировании и развитии нового направления социального обслуживания населения. В Российской Федерации данный сектор конституировался относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Определенная нормативно-правовая база организации социального обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в Москве и других городах были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральном Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ. Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

Неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;

Востребованность обществом новой социальной политики;

Проблемность развития системы социального обслуживания.

Следовательно, актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его наиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода.

Первый раздел дипломной работы определяет наиболее острые проблемы пожилых людей. Раскрывается их сущность: рассматривается состояние и положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерии оценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашего государства в области социальной политики в отношении престарелых граждан.

Второй раздел диплома посвящается работе центров социального обслуживания г.Москвы. Рассматривается деятельность его структурных подразделений, их задачи, определяются проблемы и пути их решения.

Цель данной дипломной работы - раскрыть сущность проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определить пути их решения.

Решению этой цели служат следующие задачи:

Рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста;

Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;

Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике;

Провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере г.Москвы);

Предложить меры по усовершенствованию управления деятельности Комитета социальной защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите;

Новые методы работы центров социального обслуживания;

Показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, какие меры предпринимаются Правительством Москвы и Комитетом социальной защиты населения Москвы для оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам;

Определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей (центры социального обслуживания г.Москвы).

Предметом исследования - является исследование проблем развития и функционирования системы комплексного социального обслуживания пожилых людей на примере г.Москвы.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей.

Распад Советского Союза обернулся для нашей страны образованием нового государства с меньшим количеством населения, сократившегося с 289 до 147 млн. человек, с расчленением основного государствообразующего этноса, с урезанной территорией, с разрывом вековых духовных, экономических, политических, социальных и иных связей.

Новая реальность самым непосредственным образом воздействует на содержание, осмысление и восприятие нынешних интересов нашей страны и общества в целом. Для России характерны свои традиционные жизненные ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положений прагматической этики и приоритета материального успеха, а также признание в качестве главного в жизни – иметь спокойную совесть, душевную гармонию, хорошие семейные и дружеские отношения.

На эти традиционные особенности российского мышления наложили свой отпечаток многие годы жизни при социализме, когда существовала более полувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность в завтрашнем дне. Государство в определенной мере провоцировало иждивенчество. Не было опасности остаться без работы или, заболев, - без средств к существованию. Не терзали сомнения за будущее детей и получение ими образования. Медленно, но решался жилищный вопрос.

Проблема состоит в том, что в механизмах взаимодействия личности, семьи и общества, существует огромное число уникальных моделей отношений. Их многообразие и динамизм предопределяются как сущностными свойствами человека, его особенностями, так и свойствами микро и макросреды, т.е. свойствами и динамикой экономических, политических, духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе. В этом смысле переживаемый россиянами переходный период уникален по степени напряженности социально-личностных отношений, по динамизму перемен.

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества, определяющим социально-экономический статус человека и семьи, является состояние и характер существующих общественных отношений.

В условиях зарождения и развития рыночных отношений наиболее острыми становятся проблемы социальной защиты населения от негативных воздействий рынка.

Логика развития рыночных отношений выдвигает на первый план социальной защиты людей, находящихся за пределами рынка и не имеющих возможности существования даже на уровне минимальных стандартов к жизни.

Это относится к тем, кто по объективным причинам не участвует в сфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальной справедливости, актуальных для всех исторических периодов:

Производственная справедливость, которая содержит предъявленные к человеку со стороны общества требования необходимости полезной деятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался вне производства: старики, дети, инвалиды и др.;

Распределительной справедливости, которая предполагает ответственность общества перед человеком цивилизованного гражданского общества.

На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 20%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях.

Надо признать, что совместные усилия различных ведомств позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых.

1999 год был объявлен ООН как год пожилых людей, что является признанием людей, вступивших в период "золотой осени", а также показателем необходимости улучшения социальной, медицинской и других видов помощи престарелым гражданам со стороны общества.

Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

Социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ),

Социальное обслуживание

Организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление зако-нодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы допол-нительного повышения уровня обеспечения сверх госу-дарственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолжности по выплате пенсий в предыдущие годы, начиная с 1995 года.

Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы является, с одной стороны, кризис неплатежей, с другой – ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие, несвойственные для нее задачи.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешенной системе пен-сионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмы финансирования пенсий.

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешенная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

Государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;

Государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не преобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального бюджета;

Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных страховых взносов.

Развитие ситуации с пенсионным обеспечением за время, прошедшее с момента одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации привело к необходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидаи возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства в период становления социально- ориентированной рыночной экономики.

Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике.

Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.

Средняя продолжительность жизни - величина переменная, свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя продолжи-тельность жизни является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

Первая половина 90-х годов ознаменовалась в Российской Федерации резким падением средней продолжительности жизни населения.

В 1992-93гг. средняя продолжительность жизни у мужчин была 59 лет и у женщин 78,7 года. По этому основному показателю состояния качества жизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном из последних мест для женщин. Тенденция по сокращению продолжительности жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин.

Несомненно влияние резкого ухудшения условий труда и жизни для многих миллионов мужчин и женщин, что особенно сильно отразилось на пенсионерах.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Психические проблемы возникают при разрыве привычного

Похожие рефераты:

Старение населения как одна из основных глобальных проблем современного мира. Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей. Проблемы взаимодействия социального работника и пожилого человека. Основные формы обслуживания граждан.

Анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации, ее понятие, содержание и компоненты. Приоритеты социальной политики и ее нормативно–правовые основы. Совершенствование региональной модели защиты населения российского государства.

Всеобщий характер пенсионного обеспечения для рабочих и служащих. Средства на государственное пенсионное обеспечение. Систематическое повышение уровня. Необходимость пенсионного реформирования. Государственные и негосударственные пенсионные системы.

Сущность, особенности и принципы социальной защиты. Основные принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации. Система социального обеспечения и социального страхования.

Понятие и сущность пожилого человека и престарелого гражданина. Понятие "демографическое старение" в теории статистики. Процесс старения населения в России. Роль семьи в жизни пожилого человека. Нормативно-правовые основы социальной поддержки стариков.

Изучение проблемы ограничения жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Основные задачи гериатрической помощь в адаптации к старости. Особенности проведения социальной работы в домах-интернатах для престарелых и обслуживания пожилых людей на дому.

Особенности деятельности психологической службы муниципального учреждения социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Психологическая профилактика и социально-психологическая поддержка. Психологическая диагностика и коррекция.

Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика и специфика социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях: описание полустационарного и стационарного обслуживания, условия его предоставления гражданам государства.

Социальный статус человека в старости. Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема. Анализ эффективности работы и модель организации социального обслуживания пожилых людей. Новые технологии обслуживания граждан пожилого возраста.

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал) образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский университет потребительской кооперации

Пенсионное обеспечение и пенсионная реформа Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого человека. Концепция проводимой реформы пенсионного обеспечения одобрена в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790. в этом документе был представлен не толь...

Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание, его формы и основные принципы. Характеристика учреждений социальной помощи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Городская социальная служба" и "Геронтологический центр".

Принципы социального обеспечения и социальная защита населения. Основы системы научной организации труда в социальной защите. Механизмы финансирования социальной защиты. Структура и правовое регулирование территориальных органов социальной защиты.