Важнейшие направления социальной политики. Социальная политика государства: типы, структура, практика

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Преподаватель: доцент кафедры экономической теории

Ограничение политических отношений Беларуси с самыми передовыми государствами, подрывает международную ситуацию в республике и подрывает ее модернизацию. Этот образ не меняет ясного стремления белорусской дипломатии активизировать отношения с постсоветскими республиками Центральной Азии, Китаем и такими странами, как Куба, Ливия, Иран и до недавнего времени Ирак. Появление и эволюция финансов тесно связаны с появлением и укреплением государства. Государственные финансы, в первую очередь, являются средством покрытия расходов государственного сектора, во-вторых, государственные финансы являются средством экономического и социального вмешательства.

Подлесная Нина Владимировна

Работа выполнена: Вершинина Ирина Николаевна

Учетно-статистический факультет

№06 УБД 10626

Архангельск 2007


План

Введение.

1.Сущность и основные понятия направления социальной политики

1.1Основные направления социальной политики

1.2Пути реализации

1.3Система государственного социального обеспечения

Государственные финансы формируют область исследований, в которой рассматриваются, в частности, проблемы государственных доходов и расходов. Финансовые органы, руководители и специалисты государственных учреждений, автономных регистров и государственных компаний, а также другие подразделения, участвующие в процессе сбора, распределения и использования государственных финансовых ресурсов, призваны выполнять роль активно обосновывая решения государственных органов, рационализируя бюджетные варианты, повышая эффективность использования материальных, людских, финансовых и внешних ресурсов.

2.Социальная защита населения

2.1Структура социальной защиты

2.2Инструменты и программы социальной защиты населения

2.3Принципы социальной защиты

3.Система социальной защиты в рыночной экономике

3.1Социальные гарантии

3.1.1Социальные гарантии и воспроизводство

3.1.2Гарантии суверенитета и культуры потребления

Для достижения намеченной цели были изложены следующие основные задачи. Изучение системы методов, форм и финансовых механизмов стимулирования малых и средних предприятий. Основа для улучшения прямого и косвенного налогообложения малых и средних предприятий.

Методологическое обеспечение работы. В качестве методологической поддержки также использовались теоретические концепции работ современных экономистов страны. Структура и содержание статьи. Достижение предложенных целей и задач обусловило структуру тезиса, включающую введение, три главы, отражающие содержание исследований, выводы и рекомендации, библиографию и приложения.

3.1.3Гарантии экологической безопасности

3.2Государственное социальное обеспечение

3.3Социальная помощь

4.Особенности современной социальной политики в России

Практикум

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Во Введении аргументируется аргументация темы исследования, определены цели и задачи исследования, теоретическая и методологическая поддержка диссертации, научная новизна и практическая значимость диссертации. Этот первый форум хотел изучить следующие вопросы.

Долгое время политические партии возлагали надежды на эмансипацию. Профессионализация их лидеров, их интеграция в институты, их по сути электористское функционирование, их демагогические обещания, их неспособность взвешивать реальность и, следовательно, разрыв с ожиданиями и устремлениями общества, в значительной степени способствовали кризису законности и представительства.

Термин «социальный» (от лат.socialis- общественный) характеризует все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни, которое отражает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и степень удовлетворения духовных потребностей людей, продолжительность их жизни, условия внешней среды, морально-психологический, политический климат в обществе, душевный комфорт.

Сегодня многие резистентности и альтернативы внедряются вне традиционных организаций. Могут ли они своим развитием и их конвергенцией объединить инструменты эмансипации? Может ли «форма партии» стать устаревшей или другие, радикально разные стороны? Был ли час женщин и людей провидения?

Чтобы исследовать эти вопросы, окончание утра было посвящено обсуждению на конференции Жана-Кристофа Ангау на тему «Социологическая критика политических партий с Роберто Михельса». Жан-Кристоф Ангау является преподавателем философии в Высшей школе естественных наук в Лионе. Исследование олигархических тенденций групповой жизни. В своей лекции Жан-Кристоф Ангау также интересовался конвергенцией анализов Роберта Михельса с результатами Мишеля Фуко и Пьера Бурдье. Жан-Кристоф Ангау, кроме того, обладает либертарианской чувствительностью и членом анархистского журнала «Преломления».

1.Сущность и основные направления социальной политики

Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящей на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.

Днем был организован круглый стол, организованный Франсуа Бонне, редактором журнала «Медиапарт». Он включал людей разной чувствительности, говорящих от своего имени: Вервейна Анджели, Фабриса Флипо, Сэмюэля Йохуа и Роджера Мартелли. Видеозапись панельной дискуссии и круглый стол 21 января доступны здесь. Звук взял Клара Бордарье и Тристан Бреднард, образы Стефана Эльзиера.

Местная, национальная и глобальная борьба. «Последовательно», ставя последний «денежный суверенитет». Политические партии уже готовятся к возвращению. После президентских и законодательных выборов, которые глубоко переформулировали политический ландшафт, стороны готовятся к их возвращению в конце августа или начале сентября.

Социальная политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. В современном понимании социальная политика - это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста.

Какими бы ни были их позиции на политической шахматной доске, сторонам придется вернуться. То, что они должны перестроить, избежать разрыва, даже исчезновения, сократить между несколькими линиями или для последнего рожденного, полного построить. Задача политической партии, основанной Эммануэлем Макроном, теперь стать реальной политической силой, последовательной и профессиональной. И в парламенте, и в стране.

С 23 июля его члены голосовали за принятие новых уставов. Бюллетень, который должен быть закрыт 30 июля, был продлен на 15 дней из-за решения суда, захваченного сердитыми боевиками. Выборы в Сенате 24 сентября станут дополнительным шагом. С одной стороны, для подготовки Сената вторая группа после республиканцев, которая должна видеть, что ее количество увеличивается из-за продвижения права на последние местные выборы. С другой стороны, позволить большинству подобраться как можно ближе к порогу трех пятых парламентариев, необходимых для пересмотра Конституции.

Рыночный механизм социально несостоятелен в отношении многочисленных членов общества, которые ограниченно в состоянии (или вообще не в состоянии) гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Речь идет о таких социально незащищенных группах населения, как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды. Рынок, как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том основании, что они не принимают участия в рыночной конкуренции.

Республиканцы: поддерживают единство

Если они останутся первыми силами, выступающими против парламента, республиканцы были глубоко ослаблены кампанией Франсуа Фийона, а затем избранием Эммануэля Макрона. Доказательство слабости: политическое бюро 11 июля приняло решение исключить в «Национальное собрание» не только «зачинщиков» группы «Конструкторов», не всех сплиттеров.

Дата электронного голосования для избрания нового президента была назначена на 10 и 17 декабря. С одной стороны, левое крыло близко к «конструктивным» диссидентам, воплощенное Ксавье Бертрандом или Кристианом Эстроси. С другой стороны, правое крыло, с Лораном Воквизом и Бруно Реттлио, бывшим крестьянином, затем наполнителем.

Следовательно, социальнаяфункциярынка является заведомо ограниченной , что требует ее расширения и дополнения на макроуровне социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а так же различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

От центра слева до центра справа: кукушки перекомпоновки

Между ними Валери Пекресс отказалась баллотироваться на пост президента партии, но запустит свой клуб Бесплатно! 10 сентября. Альянс Франсуа Байру с Эммануэлем Макроном позволил Модену стать единственной «старой» партией, которая выиграла от нынешней перестановки, перейдя от одного депутата к группе из 47 членов и нескольких министров. Он будет проводить свой университет с 29 сентября по воскресенье, 1 октября, в Гидель.

В центре другая политическая семья надеется воспользоваться ситуацией: радикалы, левые и правые, которые разделены, поскольку амбиции состоят в том, чтобы воссоединить эти два образования, расширенные до экологов. В надежде выиграть, по его праву, сплочение «конструктивных» диссидентов республиканцев, с которыми они уже сидят в Национальном собрании.

Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях.

Социалистическая партия: не исчезнуть

Последние президентские выборы потрясли этот неустойчивый баланс. С одной стороны, Жан-Люк Меленхон захватил антилиберальный социалистический электорат и упрекнул нишу левой оппозиции в Национальном собрании. С другой стороны, Эммануэль Макрон выкатил избирателей в качестве умеренных левых.

Франция отвергает: олицетворяет оппозицию слева

Более того, в тонкой финансовой ситуации партия 8 июля назначила плетерное коллегиальное руководство, чья дорожная карта должна подготовить конгресс на раннем этапе. Если Жан-Люк Меленхон жаловался на продление специальной сессии, депутаты «Ла-Франс иншум» были на переднем крае парламентской оппозиции трудовому законодательству. И его боевики намерены продолжать занимать почву: с 6 августа и до 24 августа «непобедимые караваны» пересекают Францию, чтобы «способствовать мобилизации против трудового законодательства и информировать о социальных правах».

1.1 Основные направления социальной политики

1) Главное внимание уделяется проблемам доходов граждан и уровня жизни. Цели социальной политики фокусируются в основном на том, чтобы не допустить дальнейшего снижения этого уровня, добиться для начала хотя бы стабилизацииположения в этой области, ограничения, а затем и сокращения масштабовбедности, создания в перспективе условий для роста жизненного уровня населения. Такое усиленное внимание к данной проблеме, особенно в более ранних из упомянутых документов, где порой она чуть ли не вообще заслоняет собой другие социальные проблемы и задачи, вполне объяснимо. Жизненный уровень весьма значительных масс очень сильно упал, и без существенных подвижек в этой области значимость других социальных проблем несколько отходит на второй план. Но тем не менее совсем оставлять их без внимания нельзя, и многие из них определенное внимание в рассматриваемых документах все же получили.

Цель: оставаться главным центром оппозиции слева. Движение, организующее свои «летние встречи» с 24 по 27 августа в Марселе, не планирует встраиваться в единую партию. Позиции левой партии, помимо конвергенций в экономике, на самом деле являются антиподами к компонентам «Вместе» по секуляризму или республиканскому универсализму.

Национальный фронт: выбор внутренних подразделений

Поражение без апелляции Моря Ле Пен во втором туре президентских выборов, которому предшествовало его плохое личное выступление в дебатах против Эммануэля Макрона, открыло шлюзы спора. Некоторые из них констатируют обвинение Моря Ле Пен в том, что он предоставил слишком много места для решения вопроса о национальном суверенитете и экономике, недостаточно для иммиграции. Другие настаивают на критике и хотят отказаться от суверенитета, который, однако, относится ко времени Жан-Мари Ле Пен.

2) В подходах к обеспечению стабилизации жизненного уровня и постепенного создания условий для его повышения предлагается стимулировать активную трудоспособную часть общества высокопроизводительным и эффективным трудом либо предпринимательской деятельностью обеспечить свое благосостояние (а не рассчитывать на "милости" государства или еще кого-то) и благополучие всего общества, предоставить каждому трудоспособному члену общества условия, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью (обратим на это особое внимание!) обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. Что же касается социальной поддержки, она должна быть направлена на слабозащищенные группы населения, которые без нее не могут обойтись, при этом должна усиливаться ее адресность и обеспечиваться оптимальность соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.

«Принимая во внимание послание, посланное французами на выборах и, в частности, озабоченность, выраженную некоторыми из них по вопросу о евро», был сделан внутренний компромисс, предлагая, чтобы восстановление суверенитета «последовательно», ставя в конечном счете «денежный суверенитет».

Следовать: Письмо-письмо от монсеньора Лебруна, адресованное пастырским деятелям его епархии. На уровне своего экономического развития Литва не утрачивает позиции во многих странах, где проблемы материального неравенства и социальной изоляции граждан рассматриваются гораздо более успешно. Все не обязательные граждане Литвы приглашаются подписать общественный звонок. Литва - динамичная и быстрорастущая экономика, ее ключевые показатели эффективности и развития не относятся к соседним странам. Однако неравенства и социальная изоляция остаются до сих пор самыми высокими в Европейском союзе и даже растут.

3) В качестве очень важной черты современной социальной политики выступает положение о том, что государство должно обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения, т.е. гарантировать гражданам минимальный доход, а также дать им гарантии медицинского и социального обслуживания, помощи в случае болезни, инвалидности и разных социальных невзгод, гарантии получения образования и культурного развития на уровне, по меньшей мере, не ниже достигнутого.

Это неоднократно напоминало Литву Организация экономического сотрудничества и развития, членство в которой ищет Литву. Растущая проблема бедности и социального неравенства является одной из самых больших проблем в нашей стране, которую также идентифицирует Европейская комиссия. Они задерживаются, и предлагается отложить неопределенное будущее, оправдывая предполагаемое отсутствие признания со стороны общественности.

Однако Литва больше не может ждать, - объявляется в инициированной апелляции общественной организации «Вильнюсский форум», после чего литовских граждан приглашают подписать. Экономические, социальные и трудовые отношения в соответствии с положением, требует честных работников всех профессий и социальных слоев эквивалентны и одинаково важны и уважал национального богатства и национального богатства создателей.

4) Намечается стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения, в т.ч. строительства, жилья.

5) В качестве особой выдвигается задача решения хотя бы в какой-то степени такой проблемы, как безработица, а именно - сдерживание массовой безработицы и смягчение ее тяжелых социальных последствий.

6) Определенное внимание уделяется проблемам развития отраслей народного хозяйства, непосредственно занятых предоставлением населению услуг социального характера, т.е. здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

7) В отличие от высказываемых порой представлений, сводящих систему социальных явлений и процессов лишь к непроизводственным сторонам жизнедеятельности людей, в рассматриваемых документах к кругу задач и направлений социальной политики совершенно правильно относится решение проблем, связанных с регулированием трудовых отношений, - охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство, вопросы оплаты труда, По дающиеся регулирующему воздействию социальной политики.

8) В качестве особых задач выделяется решение специфически социальных проблем некоторых категорий населения: вынужденных мигрантов, военнослужащих, жителей Севера и др.

9) применительно к отдельным этапам периода, на которые рассчитан тот или иной из упомянутых документов, устанавливается приоритетность решения определенных задач социальной политики, ев направлений.

10) Большое внимание уделяется региональным аспектам социальной политики, определяются важнейшие линии взаимодействия федеральных и региональных органов власти в этой области.

Социальная политика - это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики, к которым относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. Успех или неудача в решении проблем зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.

Социальная устойчивость предполагает:

Стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;

Недопущение необоснованной дифференциации доходов;

Формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.

Социальная политика государства в переходящей к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в:

Поддержке различных слоев населения:

Социальной поддержке малоимущих граждан;

Создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

Финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения;

Заботе об охране экологии, окружающей среды;

Регулировании сферы трудовых отношений.

И реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

В решении многих социально-экономических вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в тоже время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества.

Частью социальной политики государства является политика доходов. Социальная политика направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Социальная политика в переходной экономике отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ. С другой стороны, решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и сократившиеся вследствие трансформационного спада материальные возможности государства и общества.

В условиях переходной экономики в некоторых странах (включая Россию) происходило резкое увеличение дифференциации доходов населения. Неравенство в доходах усиливалось трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызвали значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода. В наибольшей степени социальная дифференциация возрастала в странах, которые провели лишь половинчатые реформы, где сохранившая свои позиции демократия и связанный с ней крупный бизнес обладали возможностью перераспределять значительную часть доходов в свою пользу. Именно такая ситуация сложилась в России в 90-х гг.

В этих условиях государство было вынуждено (даже вопреки проводившейся политике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении расходов.

Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий. Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.

Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время ее можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказания содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке государства.

1.2 Пути реализации социальной политики

по-разному подходят к определению этих путей. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух форм:

1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

Первая форма включает в себя комплекс таких государственных мер, как:

Либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;

Поддержание высокой занятости – увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

Регулирование трудовых отношений – минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

Вторая форма предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

1.3 Система государственного социального обеспечения

Государственноесоциальное страхованиевспомоществование«клиенты»: застрахован-«клиенты»: социальноные, бывшие участникиущемленные, живущие производствав бедности и особенно в нищетеИсточник финансирования: взносы предприятия,застрахованных,налогообложение,налогообложение, госбюджетбюджет.

2.Социальная защита населения

Под государственной защитой населения понимается система отношений индивид – государство и семья – государство, возникающая по поводу:

1) обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев;

2) сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств – наводнения, землетрясения, террористического акта и др.);

3) обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).

Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

Пособия по безработице;

Пособия по болезни, инвалидности;

Жилищные пособия;

Пособия на получение образования;

Медицинская помощь;

Гарантирование государством минимального уровня доходов.

Социальная защита возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой инфраструктуры, т.е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования, здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения.

2.1 Структура социальной защиты населения

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости.

Непосредственная цель производства в условиях рынка – получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.

Структура социальной защиты в рыночной экономике

Такая система получает развитие в странах с переходной экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в этих странах делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а так же выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, пользующимся спросом.

Для социально уязвимых слоев населения установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно контролирует минимальный размер пенсий.

2.2 Инструменты и программы социальной защиты населения

В условиях перехода к рынку в социальной защите нуждается все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимы в отношении к третьей и т.д.

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов , их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: пенсии, стипендии, пособия и т.д. Компенсации потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обуславливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения параллельно с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы.

Началось выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а так же переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, - помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

В каждой стране сформирована своя система соцобеспечения. Наиболее высокий уровень защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями.

Для регулирования занятости населения разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент рабочих мест от их общего количества.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным (обучение, переподготовка, пособия и т.д.).

Новый механизм социальной защиты в нашей стране формируется и весьма заметно. Предприятия развиваются, товары российского производителя все более заполняют отечественный рынок. Благодаря этому возрастают доходы населения, повышается уровень жизни. Это позитивно отражается на обществе, материальном и духовном развитии малоимущих граждан.

2.3 Принципы социальной защиты

Система социальной защиты является органичным элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т.д.

Основным, системообразующим принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу. Этот принцип наиболее полно применяется в системе государственных гарантий (например: минимальная зарплата и минимальная пенсия), а также гарантии в форме права на труд и на отдых, права на образование и на медицинское обслуживание, охрану труда и семьи. Эти гарантии представляют собой правовую и материальную основу для нормальной жизнедеятельности всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска. Если индивид по каким-либо причинам выбывает из конкурентной борьбы, государство оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной деятельности. Но при этом, исходя из принципа субсидарности, поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. По данному принципу строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).

Но, неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который показывает степень готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся, независимо от их участия или неучастия в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии этого принципа базируется социальная помощь (поддержка) как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию нетрудоспособных граждан.

Любая программа социальной защиты для того, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности , означаемому, что «чистые» социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Оценкой этого принципа могут служить показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д.

С принципом эффективности тесно связан принцип адекватности , который означает соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объемам созданного в обществе ВНП, являющегося источником осуществления защитной функции государства. Естественно, что промышленно развитые страны с высоким показателем ВВП на душу населения имеют больше возможностей осуществлять программы социальной защиты, чем страны с переходной экономикой. Здесь следует отметить, что прямой связи между темпами экономического роста, размерами ВВП и степенью социальной защиты населения нет.

Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства и системы ценности и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и пространстве. Это отвечает основному, фундаментальному назначению экономики – быть средством жизнеобеспечения людей.

3.Система социальной защиты в рыночной экономике

Базисом этой системы выступают государственные гарантии. Источником финансирования государственных программ социальных гарантий выступает преимущественно государственный бюджет и бюджеты местных органов власти.

3.1 Социальные гарантии

Социальные гарантии – это обязательства обществ перед своими членами по удовлетворения ряда потребностей.

Элементы системы социальных гарантий:

1) гарантии формирования, поддержания и развития способностей в первую очередь к труду (гарантии равного доступа к социально приоритетным благам);

2) гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности и др.);

3) гарантии доступа работника к процессам принятия управленческих решении (в процессе производства, в масштабах решений общесоциального и общегосударственного порядка);

4) гарантии распределения по труду, получения доходов на основе разнообразных общественно приемлемых способов и источников их формирования;

5) гарантии в сфере реализации обмена (гарантии товарного покрытия денежных доходов, равного доступа к рынкам товаров и услуг);

6) гарантии в сфере потребления (гарантии свободного выбора направления, форм и способов использования доходов, гарантии общественного контроля качества и безопасности для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг, гарантии минимального уровня удовлетворения первичных жизненных потребностей);

7) гарантии обеспечения экологической безопасности для нормального воспроизводства жизни членов общества;

8) гарантии защиты гражданских свобод каждой личности, возможностей использования прав и выполнения обязанностей.

Российские экономисты выделяют следующие социальные гарантии, предоставляемые населению:

1) минимальная оплата труда;

2) пенсии;

3) пособия на детей;

4) стипендии;

6) компенсация потерь от стихийных бедствий;

7) пособия по безработице;

8) медицинское страхование;

9) защита условий труда;

10) социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов.

3.1.1 Социальные гарантии и воспроизводство

Элементы системы социальных гарантий находятся в единстве, взаимосвязи и охватывают почти все сферы общественной жизни: подготовку граждан к трудовой деятельности, производство, обмен распределение, потребление, сферы социальных прав и обязанностей, экологии.

Гарантии занятости характеризуют степень использования трудовых ресурсов в общественном производстве, соотношение трудового населения и рабочих мест. Например, существует биржа труда, которая изучает потребность в кадрах, учет занятых и безработных, переподготовка кадров и т.д.

Гарантия потребления является заключительной стадией воспроизводства и показывает, насколько необходимой и полезной оказалась работа на производстве при распределении и обмене. Потребление помогает оценивать работу как отдельных видов производства, так и целых отраслей.

Жизнь человека ежедневно интеллектуально и эмоционально расширяется с помощью книг, телевидения, компьютера и т.д. Чем больше информирован человек, тем богаче и насыщеннее его жизнь. Уже на втором курсе это заметно ощущается. Если материально-вещественное потребление в большей мере обеспечивает существование людей, то духовное в основном связано с их развитием и изменяется более быстрыми темпами по сравнению с вещественным потреблением. В нем возрастают потребности, направленные на повышение образования и расширение кругозора, не смотря на то, что «меньше знаешь, крепче спишь». Еще хочется подметить, что удовлетворить эти потребности практически невозможно. Достигая цель, появляется другая, более сложная. Исходя из этого, можно потребления разделить на насыщаемое (потребность в определенных продуктах питания, в конкретных видах одежды и моделях обуви, предметах быта) и ненасыщаемое (знания, образование, музыка, чтение книг, созерцание прекрасного, общение с людьми и другие духовные ценности).

3.1.2 Гарантии суверенитета и культуры потребления

Суверенитет потребления – это ситуация, при которой потребители определяют поведение товаропроизводителей. Суверенитет потребителя проявляется через покупку или отказ от покупки товаров. Для того, чтобы потребитель мог соблюдать свой суверенитет, он должен иметь свободу выбора – положение, при котором только деньги ограничивают приобретение товаров и услуг. Более высокие потребности могут быть удовлетворены только в результате более производительного труда. С увеличением

семейных доходов, возрастанием потребностей важное значение приобретает воспитание культуры потребления. Это, во-первых, привитие каждому потребителю уважительного отношения к труду тех, кто создает материальные и духовные блага. За каждой вещью потребитель должен видеть труд непосредственных производителей и относиться бережно к результату труда каждого труженика – создателя материальных ценностей. Во-вторых, культура потребления предполагает воспитание в каждом человеке чувства подлинного хозяина всего, что создано трудом людей.

Ежегодно весь цивилизованный мир отмечает День защиты потребительских прав.

3.1.3 Гарантии экологической безопасности

Углубление НТП, создание новых технологий при пренебрежении к природоохранным мерам нередко ведут к загрязнению атмосферного воздуха и почвы, рек и озер, морей, к большим потерям во флоре и фауне, к ухудшению условий жизни людей. В связи с этим от государства требуется координировать экологические меры, объединять усилия в охране окружающей среды, т.к. она в значительной мере оказывает влияние на состояние здоровья людей.

Состав и механизм реализации социальных гарантий меняется под влиянием объективных и субъективных факторов. Старые механизмы социального воздействия на поведение экономических субъектов теряют силу в связи с охраной интересов общества, появляются новые гарантии, соответствующие новым условиям развития общества и каждой личности в отдельности.

При рассмотрении вопроса о социальной защищенности и социальных гарантиях следует иметь ввиду, что они ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, объективно обусловленной различиями в труде.


3.2 Государственное социальное обеспечение

Следующим элементом системы государственной защиты выступает государственное социальное обеспечение . В отличие от социальных гарантий, оно представляет собой реакцию на социальные риски (травмы, болезни, старость, инвалидность, рождение больных детей, многодетность и т.д.),поэтому предоставляется не всем, а только тем, кто попадает под определенные социальные риски. В свою очередь, социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь. Эти формы отличаются по кругу обеспечиваемых, источникам финансирования, институтам.

Механизм государственного обязательного социального страхования основывается, с одной стороны, на аккумуляции обязательных страховых отчислений работодателей и работников в бюджет, а с другой стороны, на выплатах социальных трансфертов из бюджета и социальных фондов. Причем выплаты из Пенсионного фонда или фондов медицинского или социального страхования осуществляются не за счет накопленных индивидом в этих фондах средств, а за счет текущих поступлений в них.

Осуществляемый в настоящее время переход на накопительный принцип финансирования страховых пенсий по старости означает, что государство перекладывает часть ответственности за такой социальный риск, как наступление старости, на работников. Однако основой накопительного принципа во всем мире является высокий уровень самообеспеченности, который еще не создан в настоящих условиях рыночной экономики, поэтому, согласно пенсионной реформе, пенсия любого российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой, накопительной. Базовая часть гарантирована всем гражданам, имеющим трудовой стаж свыше 5 лет; страховая часть напоминает ныне действующую систему, а накопительная будет складываться из средств, накапливающихся на индивидуальном счете каждого работника.

3.3 Социальная помощь (поддержка)

Социальная помощь (поддержка) является дополняющей государственное социальное страхование формой социального обеспечения. Источником ее финансирования являются налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе оценки их личных доходов. Чтобы сэкономить значительную часть средств, распыляемых на многочисленные льготы и передать ресурсы наиболее нуждающимся необходим переход к адресной и самоадресной системе социальной помощи. Адресность – это направленность соцзащиты на конкретную группу населения, самоадресность – это направление пособий по заявительному принципу. Условием достижения адресности является предоставление пособий на основе оценки доходов и показателей бедности (безработица, плохое состояние здоровья, старость, наличие детей) только тем, кто находится за чертой бедности.

Система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, сворачивание льгот и компенсаций будет происходить одновременно с расширением степени ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.

4.Особенности современной социальной политики в России

Экономические реформы в России, начиная с «шоковой терапии» 1992 года, осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В результате, примерно до 2000 – 2002 гг. наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной массы населения. Проблемой стало и физическое воспроизводство людей. Резко снизился прожиточный минимум, а минимальная зарплата в 1998- 1999 гг., побив все рекорды, стала на отметке три доллара. Наблюдалась беспрецендентная поляризация материальной обеспеченности, которая колебалась по разным данным от 13.5 до 15 раз для соотношения доходов крайних 10% населения. Образовался разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке общества, так называемых новых русских, игнорирующих негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством. Ситуация усугубилась ростом доли бедного населения, темпов безработицы. «Социальное дно» превысило границу в 10 млн. человек. В ближайшем будущем скажутся последствия крайне низкой рождаемости. Превышение смертности над рождаемостью в 2 раза, т.е. депопуляция и деградация генофонда страны переплелись с вымиранием нации. Естественно, что процессы жизненного уровня поставили под угрозу экономические реформы. Началось безотлагательное решение проблем социальной сферы. К великому благополучию страны, ситуация стала разрешаться положительно.

Экономическая ситуация в России стабилизируется, что благоприятно сказывается на обеспечении социальных проектов в стране. Появились деньги на социальную защиту, и это почувствовалось среди всех групп населения.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ разработана федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» (от 29.12.2005г).

С 1.01.2007г. вступил в силу закон о материнском капитале. При рождении второго ребенка, родители получают 250000 рублей, которые они смогут вложить в один из трех вариантов: приобретение жилья, в пенсионный фонд или на образование, когда ребенку исполнится три года. Капитал будет индексирован по мере инфляции в стране. (принят Гос. Думой 22.12.2006 г.).

Разработана концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы, где основное внимание уделено детям из социально – неблагополучных семей, их здоровью и благополучному развитию.

Исполнение закона о бесплатных лекарствах получило промашку, т.к. не хватило на это запланированных средств, многие люди остались без лекарств. По словам Зубкова, в следующем году решено выделить 47 млн на дорогостоящие лекарства, 1.250 млн на инвалидов – колясочников, и, впервые, 5.2 млрд на детей из неблагополучных семей.

За октябрь месяц Государственная Дума успешно поработала в принятии законов для студентов и призывников.

Принят закон о двухуровневом образовании. Плюсы очевидны: российские студенты могут без проблем продолжать учебу в любом ВУЗе Европы и легче устроиться там на работу. Этот плюс, по мнению спикера Совета Федерации Сергея Миронова, на руку только самим студентам и работодателям из Европы, т.к. унификация образования напрямую работает на «утечку мозгов». Закон принят Государственной Думой 11.10.2007г. (со второго захода).

Глава государства подписал важнейший закон, гарантирующий, что семьи молодых солдат не останутся без денег, пока отцы будут на срочной службе. (Принят Государственной Думой 5.10.2007г.). Молодые семьи, как правило, автоматически попадают в число небогатых, т.к. только вступают в жизнь, и карьера и заработки еще впереди. Поэтому государство старается защитить молодые семьи в годы их становления и стимулировать к рождению детей. С этого года женщинам после рождения второго ребенка положен материнский капитал. На улучшение социальной политики направлены и национальные проекты. В этом направлении действует и нынешний закон. С 2008 года отцов не будут забирать надолго. Срок службы сокращен до года. Более того, служба не будет потерянным временем, как считалось раньше. В армии юноша сможет получить гражданскую профессию: уже открыты специальные учебные центры, где солдат учат конвертируемым специальностям. Кроме того, воины, отслужившие определенный срок, получат льготы при поступлении в ВУЗы. С нового года беременные жены призывников смогут получить единовременную выплату 14000 рублей, а после рождения ребенка – ежемесячное пособие в размере 6000 рублей.

Перед выборами в Государственную Думу все партии обращают внимание на социальные проблемы страны. Например, ЛДПР – за поддержку развития среднего и малого бизнеса, за избавление его от бюрократии; «Яблоко» собирается бороться за экологию; Единоросы собираются к 10-му году увеличить пенсии в два раза, а Путин всех успокоил тем, что пенсионный возраст повышен не будет и рабочих пенсионеров будут стимулировать тем, что когда они захотят заслуженно отдохнуть, их пенсии будут повышены. (Вести, пн 29.10.2007 г.).

В городах решаются проблемы с льготным проездом на общественном транспорте. За последние полгода в Архангельске весьма заметно улучшилось качество дорог, благоустраивается город.

Пенсионерам уделяется внимание. Правительство заботится о том, что бы их уровень жизни улучшался. Хотя не очень это заметно. Пенсии растут, но…вместе с ценами на самое необходимое.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение. На произвол судьбы людей социального риска никто бросать не собирается. Правительство принимает все возможные меры для улучшения качества жизни населения, хотя и бывает не совсем понятны их действия (например, с «заморозкой» итак подскочивших «до неба» цен). В общем, раньше было хуже.

Практикум

Расходы бюджета РФ на социально – культурные мероприятия в 1995 -2003гг.(млрд руб; до 1998 г.- трлн руб.)

В таблице отражены показатели ВВП, расходы бюджета, в т.ч. на социально – культурные мероприятия в течении 8 лет. Расходы бюджета растут с каждым годом. Чтобы увидеть динамику расходов на социальные нужды, нужно рассчитать удельный вес социальных расходов в расходах бюджета(%). Он находится в пределах от 26,56% до 39,65%, т.е. приблизительно 1/3 всего бюджета. В 2002 году на социально – культурные мероприятия выделено больше средств.

Заключение

Все принятые правительством программы для улучшения качества жизни отражаются на всех слоях населения. Наблюдается положительная динамика роста благосостояния граждан. Поддержка и развитие среднего и малого бизнеса дает людям дополнительные рабочие места, возможность зарабатывать. Закон об уплате единого налога позволил предпринимателям «вытащить» из тени свои доходы и платить исправно налоги в казну. Казна пополнилась, и появились средства для поддержки социально незащищенных граждан. Выплата взносов в пенсионный фонд и в фонд страховой медицины позволяет развиваться этим структурам.

Стабильность в экономике дает гарантию успешного развития социальной сферы, т.е. качества жизни нас с вами. Все это звенья одной неразрывной цепи, благодаря которой Российская Федерация поднимает свой статус в мировой экономике.

Используемая литература

1. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебник /Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999. - 384 с.

2.МАКРОЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной, Москва, 2004.

3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ под ред. И.П.Николаевой, 2-е изд., Москва, 2006.

4.МАКРОЭКОНОМИКА под ред. М.И.Плотницкого, Москва, 2004.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.М.Куликов, Москва, 2005.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. - 2010. - №1. - с. 3-17.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Существует шесть основных направлений социальной политики:

1. политика в области улучшения жилищных условий;

2. политика в области регулирования пенсионного обеспечения;

3. политика в области здравоохранения;

4. политика в области образования.

5. политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;

6. политика в области регулирования доходов населения.

В социальной политике государства составную часть представляет политика доходов, которая призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подрывая при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Следующая составляющая деятельности государства связана с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства.

Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к свойствам труда и его качества у самого работника. К таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. Функция перераспределения государством ВВП в том, чтобы уменьшить эти различия и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов. Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах, но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счёт прибыли предприятий и различных фондов.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании новых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трём направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда.

Второе направление определяется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом работника, а в расчёт берётся размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления заключается в том, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода дополнительные доходы: они не проходят через бюджет семьи.

Такие доходы распределяются без учёта меры труда и целиком определяются интересами и возможностями общества.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Они также способствуют удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения общеобразовательного и культурного уровня, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Социальная политика государства включает также гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства. Инструментом такого взаимодействия являются трёхсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов. Эти комиссии ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.

Соглашения о социальном партнёрстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы,

создание новых рабочих мест и т.д.) и наёмных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт, с одной стороны, к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в экономической и духовной сфере жизнедеятельности человека.

2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;

образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый "челночный" бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его "блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Итак, результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.